Сирия пала. Всё потеряно, но… не всё потеряно?
Сирийская Арабская Республика прекратила своё существование. Ушла в небытие последняя страна, придерживавшаяся идеологии баасизма. В 2003 году не стало Ирака, сейчас – Сирии. В целом арабский национализм как проект потерпел крах. Был уничтожен совместными усилиями исламистов, сионистов, неоосманистов и западных империалистов. Сейчас во власти арабские националисты, пожалуй, только в Алжире, но и они не особо пытаются проецировать свои идейные установки вовне. Наконец, утрачен главный союзник Москвы на Ближнем Востоке. Альянс с Дамаском оформился ещё в далёком 1956 году. С тех пор сирийцы были с нами и в светлые, и в тёмные времена. Когда отвернулся Египет с Анваром Садатом, САР осталась в блоке с СССР. Когда распался Союз, Сирия всё равно имела теснейшие связи с Россией. Признала Крым, признала Южную Осетию и Абхазию, присоединение Новороссии…
Сирию начинают дербанить со всех сторон. Фактически независимым государством становится Курдистан. Ему предстоит выдержать отчаянный натиск протурецких боевиков и Вооружённых Сил Турции, которые "пригласят" новые власти в Дамаске. Израиль начал вторжение в южные районы Сирии, продвинувшись на четырнадцать километров и заняв демилитаризованную зону, а также бывшие наблюдательные посты Сирийской Арабской Армии. Впервые с 1974 года нарушен режим перемирия. Не исключено, что, пользуясь крахом иранской Оси Сопротивления, сионисты дожмут сектор Газа, южный Ливан и аннексируют часть южной Сирии, заселив пространство очередными переселенцами. Произраильский президент Трамп в помощь.
Но "джихадистам" на это, похоже, наплевать. Они зависят от Турции напрямую, а как бы султан Эрдоган ни пыжился, никакой войны с Израилем развязывать он не намерен. Даже чужими руками. Курдов прижать к ногтю – это да. С еврейским государством лучше торговать и зарабатывать большие суммы на транспортировке казахстанской и азербайджанской нефти. И турецкую продукцию будет куда сплавить. Сама Сирия сейчас станет идеальным местом для сбрасывания лишних турецких лир. Вообще, страна постепенно превратится в турецкую колонию, если только местные группировки не начнут выяснять отношения между собой, как было в Афганистане после свержения в 1992 году тамошнего Асада – Мохаммада Наджибуллы.
России придётся уходить из Сирии. Это настоящая трагедия, но и расплата за наши собственные ошибки, кто бы что ни говорил. Неэффективность и коррумпированность дома Асадов – не новость. Они были такими и при советской власти, однако Кремлю удавалось держать ситуацию под контролем. Тут рычаги были отпущены. По какой причине – должны разбираться компетентные люди. Желательно увидеть кадровые решения и судебные приговоры, как было в Министерстве обороны после ухода Сергея Шойгу со своего поста.
Пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ в Тартусе мы держали с 1971 года. Даже в 2011 году, когда началась недореволюция, там стоял "контингент" из четырёх человек. Придётся эвакуировать данный инфраструктурный объект… Авиабазу в Хмеймиме также Россия вынуждена будет оставить. Ну, тут не так обидно: воздушно-космические силы базировались тут "всего лишь" с 2015 года. Хотя, конечно, ситуация непредсказуема и может получиться так, что базы мы каким-то чудом сохраним.
Но о военных советниках и поставках продукции ВПК говорить не приходится – всё это уже стало прошлым. Хотелось бы обратить внимание на проблему, о которой все забыли. С 2018 года сирийские дети учатся в кадетских корпусах России. Не прекращалась подготовка сирийских военных в вузах под патронажем Министерства обороны РФ. Всем этим людям следует предложить погоны российских военнослужащих. Хотят служить в нашей армии – пускай доучиваются и едут защищать новое Отечество на СВО. Не желают – путь домой открыт. Здесь следует отметить, что те, кто проходит подготовку в наших учебных заведениях - не те "садыки", которые бежали сломя голову от террористов, бросая технику и вооружение. Состав более качественный. Несостоявшаяся будущая военная элита Сирия.
Что же теперь нам делать с Сирией? Ответ однозначный: ждать. "Прогрессивные джихадисты" (они же террористы) неизбежно передерутся друг с другом. В этой мутной воде появятся силы, на которые Москва способна опереться. Вспомним хотя бы ливийскую ситуацию. Была попытка опереться на фельдмаршала Халифу Хафтара. Почему не получилось – другой вопрос. Однако проект был рабочий. Кто такой Хафтар? Мягко говоря, не самый приятный человек. В 1988 году фактически дезертировал из армии Ливии, получил гражданство США, жил в штате Вирджиния 20 лет, сотрудничал с ЦРУ. Участвовал в свержении Муаммара Каддафи. Внёс свою лепту в уничтожение государственности на этой земле. Но в ходе гражданской войны вышло так, что России удалось наладить с ним рабочие отношения.
Да и в Афганистане со свержением Наджибуллы Москва умудрялась сотрудничать с бывшими врагами. Мы не можем уйти из региона, ибо там наши исторические интересы. Пора восстанавливать отношения с курдами (благо Трамп объявил об окончательном уходе из Сирии), пытаться заходить в Ирак после окончательного вывода американских подразделений из страны, искать новые точки входа на Ближний Восток. Положение там меняется стремительно. Кто помнит о том, что был когда-то Саддам Хусейн? Гамаль Абдель Насер? Иранский шах? Расклады тасуются регулярно – главное научиться наконец-то пользоваться выгодными условиями. Такая вот нетривиальная творческая задача для нашей внешней политики.
Игорь Лисин