Дело Железной Беллы
Она начинала свой путь в 50-х простой официанткой, которых в курортном Геленджике были сотни. Отдыхающие, оставляя симпатичной сотруднице на чай, и не подумали бы, что через полтора десятка лет подношения ей будут измеряться не копейками, а сотнями тысяч рублей. Она станет единоличной хозяйкой геленджикского общепита и одной из трёх расстрелянных после войны в СССР женщин. Дело Железной Беллы.
Берта Король никогда не любила своё имя. С ранних лет девочка привыкла кроить жизнь под себя, представлялась Беллой. В 24 года вышла замуж, стала Бородкиной, переехала в Геленджик. Здесь началась её головокружительная карьера. Карьера самой крупной взяточницы в СССР.
Алексей Лобарев, ветеран спецслужбы Московского уголовного розыска:
– Рестораны, кафе, шашлычные, закусочные. Все ей несли деньги. Было налажено всё очень чётко, организованно. Все знали, никто не возмущался.
Трудолюбивая и амбициозная Бородкина, начав с официантки, довольно быстро дослужилась до должности директора Геленджикского треста ресторанов и столовых. В её руках оказался весь общепит популярного курортного города. Белла знала все способы сэкономить на продуктах и сбыть их налево. За право работать в системе питания каждый работник – от посудомойки до завресторана – должен был отдавать руководительнице процент заработка. Она же, в свою очередь, обеспечивала невмешательство высшего руководства в дела треста.
"Из полученных ею взяток Бородкина сама передавала взятки ответственным работникам города Геленджика за оказанное содействие в работе. За период последних двух лет было передано секретарю горкома партии Погодину ценностей, денег и продуктов на 15 000 рублей". Из обвинительного заключения по делу Берты Бородкиной.
Беллу за цепкий ум и невероятную хватку прозвали Железной. Увернуться от дани было нельзя. Строптивых отправляли трудиться в партийную столовую, там любой навар исключался. За питанием партработников строго следили. Где кормили простых граждан, способов урвать лишнего было без счёта. Особенно на курорте. Поток клиентов бесконечный, живут тут недолго, а расходы часто не считают.
Мясо было самым хлебным продуктом. Во всех смыслах. Котлеты состояли из него иногда больше, чем наполовину. А куска говядины в борще или свинины в гуляше так и вовсе было не сыскать. "Срезай, что это за горы Кавказа!" – так рассказывали потом подчинённые Беллы, она при проверках осекала слишком щедрых поваров. Сэкономленное мясо переправлялось в шашлычные. За цельный кусок – уж точно без добавок – отдыхающие готовы были платить втридорога.
Сметану разбавляли водой. Непременно кипячёной, настаивала Белла. Проверки по жалобам отравившихся туристов ей были вовсе не нужны. Армянский коньяк разводили дешёвой ржаной водкой. Практиковали и обычный обсчёт. Компании выпивших вахтовиков, которые приехали кутить, в счёт можно было приписать всё что угодно. Обожглась Бородкина в итоге вовсе не на шашлыках и коньяке. В некоторых кафе под покровом ночи и с благословения Беллы стали крутить зарубежные фильмы для взрослых за деньги.
Алексей Лобарев, ветеран спецслужбы Московского уголовного розыска:
– Когда приехали к официанту, который организовывал такие закрытые показы, с обыском домой, то увидели там и ковры, и хрусталь. По тем временам это были очень заметные вещи. Также у него было две машины. Официант раскололся. Сказал, что ему дано разрешение, и он выплачивает взятки.
Цепочка взяток вела к Белле. Бородкину арестовали. Она долго ждала, что её вот-вот вытащат высокопоставленные друзья, и грозила сотрудникам правопорядка связями.
"Получение должностным лицом лично или через посредников в каком бы то ни было виде взятки наказывается лишением свободы на срок до десяти лет с конфискацией имущества". Статья 173 УК РСФСР.
Как мечтала об этом сроке Белла, когда поняла, что защищать её никто не будет. Оперативники обнаружили в роскошных хоромах хозяйки общепита денег и ценностей больше чем на полмиллиона рублей. Спустить на тормозах такое было нельзя. Процесс стал показательным. В надежде на смягчение приговора преступница сдала и нижестоящих, и вышестоящих подельников. По 30 делам, которые завели после её показаний, семьдесят человек были привлечены к уголовной ответственности. Следствие и суд над Железной Беллой длились два года. Итогом 20-ти томов расследования стала высшая мера наказания – за беспрецедентный масштаб взяточничества. В 83-м приговор привели в исполнение. Дело закрыто.