Русня! В наш бизнес не лезь, недвижимость не смей покупать, твоё дело нам деньги давать!
Как и другие обломки бывшего СССР, Абхазия в последнее время опять забурлила. 19 ноября президент Абхазии Аслан Бжания ушел в отставку. Ей предшествовали массовые протесты, которые начались за неделю до этого. Сначала их участники, возглавляемые абхазской оппозицией, требовали, чтобы парламент отказался от ратификации инвестиционного соглашения между Сухумом и Москвой, подписанного в октябре 2024 года, а затем стали добиваться отставки главы государства. Теперь Абхазию ждут досрочные президентские выборы – ориентировочно они пройдут в феврале 2025 года.
Так что «революция» закончилась, не успев начаться. И это вполне естественно. Дело в том, что это происходит уже в третий раз, когда президент Абхазии уходит в отставку в результате уличных протестов. Он ушел, а инвестиционное соглашение с Россией положили в стол. Республику ждут новые выборы, после которых элиты Абхазии, само собой захотят и дальше сидеть на шее России и ничего не давать взамен.
Всё очень просто. Инвестиции, за которыми будет стоять крупный русский бизнес, так просто не освоить. Более того, наши «крупные игроки» этого и не позволят. Поэтому нужно не допустить соглашения и инсценировать «майдан». Краткосрочный. Все получилось, он прошел как по маслу. Бжания даже не использовал силовиков, которые находились в его подчинении, и преспокойно подал в отставку. И более того, сейчас является одним из кандидатов на предстоящих выборах. С оппозицией бескровно договорились, что новым президентом становится вице-президент Бадра Гунба, а премьером до выборов будет Валерий Бганба. Все «революционеры» разошлись по домам, оставив захваченные в Сухуме здания.
Налицо все признаки организации классического межкланового договорняка. Главная и единственная причина регулярных государственных переворотов в Абхазии – это грызня за контроль над финансовой помощью из Москвы. К кормушке прорывается один клан, садится на бюджет, их пытается подвинуть другая группа, ей это удается, потом возникает третья и так далее.
Те, кто бывал в Абхазии, прекрасно знают, что там практически ничего не поменялось со времён СССР. Бывшие советские санатории или закрылись, или используются для других целей, и ремонт там не делался, наверное, как раз более 40 лет. Природа там, сказочная, это правда, и море, озеро Рица никуда не делись, как и пальмы с другими южными растениями. В остальном же бардак и полуразруха. И оправдывают местные всё это «страшной пережитой войной с Грузией» Которая правда закончилась более 15 лет назад. И как раз Грузия подает пример, как после войны, и тяжёлых 90-х годов, наоборот подняться и расцвести. Батуми вообще стал привлекательным, южным городом с современными отелями, шикарной набережной, логистикой и при этом не потерявшим южного колорита.
Более того, в Батуми, россиянин сейчас может приобрести условный «домик у моря», а вот в Сухуми или Гаграх – нет. Автор этих строк лично знает двух знакомых, которые приобрели недвижимость в грузинском городе-порте. Дружественные абхазы, когда нужно, то получают паспорта и настойчиво истерят по поводу денег от «старшего брата», а если захочешь, что-то получить в ответ, то тут же включается «гордость» и «свободолюбие» местных. Начинаются уже ставшие традиционными заявления «наша страна», «наша земля», «Абхазия – независимая страна». Ну ничего нового. Почти тоже самое, мы наблюдаем и в отношениях с республиками Средней Азии и Закавказья, да и с республиками Северного Кавказа, особенно с той, где живут самые «примерные семьянины» – тоже. Так вот, возвращаясь к Абхазии, экс- президент Бжания, сам в интервью изданию «Взгляд» «спалил контору» в выбранной иждивенческой модели во взаимоотношениях Москвы и Сухума. Он заявил, что из 260 тысяч населения Абхазии официально работают лишь 43 тысячи человек!
А остальные? Чем они занимаются? Бжания признаёт, что ещё 50 тысяч вообще не могут трудоустроиться в Абхазии. Не могут или не хотят? Они сдают русским туристам полуистлевшие квартиры в хрущевках от 100 тыс. рублей в месяц. Кто не верит, может это легко проверить сам. Это в сезон. И будут ещё изображать, что «делают одолжение» и даже в этом случае попытаются как-то надурить и «развести». Поэтому, само собой, инвесторы из России, которые захотят построить на 200-километровом побережье Абхазии комфортабельные отели, – для них враги. А ведь кроме отелей, там будут и рестораны, кафешки, которых, действительно хороших и по нормальным ценам, практически нет. Местные считают, что надо платить бешеные деньги за местный колорит, типа «Чебуреки от Дяди Ашота», которая стоит на побережье, наверное, с послевоенных времен. Такие аутентичные заведения бесспорно должны быть. Правда вся аутентичность в бардаке и плохом сервисе. Да и качество продукции такое, что лучше об этом не упоминать. Анапа и Геленджик, без преувеличения, на этом фоне, выглядят по уровню сервиса и выбора как мишленовские звезды. А уж о Сочи, и особенно о Красной Поляне, и говорить не приходится.
Кстати, возвращаясь к недвижимости и квартирам, то есть множество объявлений о якобы продаже квартир апартаментов, домов, и так далее в республике и даже на побережье. С «юридической и нотариальной поддержкой разумеется». Так вот, сейчас в России, в частности в городе Сочи лежит 6 тысяч (!) заявлений и кидалове с недвижимостью. Приобрести ее могут только граждане Абхазии. Те же россияне могут только взять «коммерческую недвижимость», которой там очень мало. И даже тут нужно обратиться к «уважаемым людям», которые потом, после получения денег, сливаются. На эту тему очень много историй, которые легко можно найти в интернете. Как и о «брачных аферистах». «Поиметь» во всех смыслах этого слова «русскую тетку» для них самый смак. При этом гражданство Абхазии дается только через 25 лет (!) И срок считается с получения официального вида на жительства! У большинства же граждан Абхазии есть российские паспорта… Что называется без комментариев.
Поэтому и поведение не только элит, но и большинства «местных», укладывается в модель, «русня, давай деньги и как турист и на уровне властей, оплачивай нам тепло, газ и прочее, но на всё наше не посягай».
Об этом говорится в открытую даже с высоких трибун и в официальных интервью. Вот, например, что заявил в интервью РБК Адгур Ардзинба – один из лидеров абхазской оппозиции, глава «Абхазского народного движения», бывший вице-премьер и министр экономики Абхазии (2015–2020), кандидат на президентских выборах в 2020 году.
- Мы за российские инвестиции, но они должны быть частью развития абхазской экономики, а не наоборот – абхазское государство и абхазская экономика существуют ради вот этих крупных инвестиций. Поэтому мы выступали и выступаем против данного соглашения. Исходим из того, что в этом соглашении нарушен баланс интересов. Мы нуждаемся в инвестициях и отдаем себе отчет в том, что они возможны только из Российской Федерации. мы должны определить области, где мы нуждаемся в инвестициях, и после этого, планомерно и заблаговременно информируя наших друзей в Российской Федерации, двигаться к достижению соглашений, которые бы отвечали интересам и нашего отечественного бизнеса. Тот же туризм мы развиваем самостоятельно. А то крупные компании из России смогут монополизировать такие сферы, как туризм, где у нас сконцентрировано практически 90% всего малого бизнеса (те самые «хрущевки», харчевни «дяди Ашота», «кидаловы с недвижкой – «Блокнот»)
Понятно, что следуют реверансы в виде заявлений об уже набившей оскомину «дружбонародности». И прямо говорится о том, что деньги, в основном идут от нас. А вот нас допускать не собираются ни до чего.
Кстати, и в разных комментариях, «дружные соседи» искренне недоумевают и заявляют, что они могут вести бизнес в России, а в обратную не бывает потому, что их меньше 300 тысяч, а россиян более 145 миллионов, и их просто крупный бизнес из РФ «закатает в стекло и бетон» и лишит работы и погубит «уникальность» их прекрасной страны. То есть сели на шею, свесили ножки и не понимают, что они делают не так.
Интересно как отреагируют в Кремле на ноябрьские события в Абхазии? Здесь ведь затронуты интересы крупного российского бизнеса. И деньги задействованы ну очень большие. А это уже другой разговор. Тут не страдания или обиды простых людей. Тут, как говорил классик, уже «любовь с интересом».
Тут, в отличие, от других моментов у российской элиты может терпение быстро лопнуть. Первый звоночек прозвенел в сентябре, когда Москва объявила о приостановке выплат абхазским бюджетникам (это якобы независимая страна!) за хроническое невыполнение обещаний Сухума и несоблюдение им «баланса обязательств», как элегантно выразился глава МИД России Сергей Лавров.
Как бы то ни было, но вопрос с этой «Страной души» (так называют Абхазию в народе), что-то надо решать. Кормить её просто потому, что там располагается наша военная база? Ну, в Армении в Гюмри тоже наши войска были, и что там сейчас происходит? Ввести туда войска? Вернуть Грузии при условии сохранения наших войск? У автора этих строк нет ответа. В свое время, момент был упущен, чтобы «завести туда» тот же бизнес, развивать, как другие российские регионы, с жёстким нашим участием. Предпочли оставить в «серой зоне». С «серыми схемами». Теперь как чемодан без ручки.
И напоследок. 3 декабря парламент Абхазии проголосовал против ратификации соглашения об инвестиционной деятельности российских юридических лиц в республике, передает корреспондент РИА Новости.
Всё понятно и ожидаемо.