Воры в законе. В борьбу за Абхазию вмешались криминальные авторитеты
Криминальные авторитеты вмешались в выборы президента Абхазии. Один из них — двоюродный брат кандидата Адамыр Пачалия по прозвищу Пачаха, друг грузинского вора в законе Тариэла Ониани (Таро), а другой — террорист Мухаммед Эмин Токджан (также известный как Габлия Тугбай), участвовавший в захвате заложников. Оба выступают на стороне оппозиционного кандидата Адгура Ардзинбы, рассказал 27 февраля на круглом столе о ситуации с выборами в республике руководитель проектов ЭИСИ, доцент МГИМО МИД России Владимир Шаповалов.
По оценке эксперта, криминальные связи были привлечены, поскольку в первом туре выборов Ардзинба проиграл 10% голосов пророссийскому вице-президенту Бадре Гунбе. Отыграть такую разницу практически невозможно, если использовать законные инструменты. «Ардзинба, теряя инициативу, переходит к недемократичным методам», — говорит Шаповалов.
По словам политолога, к избирательной кампании привлечен Пачалия, обвиняемый в стрельбе по полицейским, захвате заложников. Он объявлен в международный розыск.
Еще один сторонник оппозиционного кандидата — Габлия Тугбай — террорист и основатель запрещенной религиозно-экстремистской группировки «Абхазский джамаат»*, участвовал в боевых действиях в Чечне против РФ, захватывал российский паром «Аврасия» в 1996 году. Он сбежал из тюрьмы и скрылся в Турции, где его в 1999 году арестовали за захват заложников в стамбульской гостинице.
По информации Шаповалова, этот террорист не просто «активно продвигает линию Ардзинбы», но и пытался открыть избирательный участок на территории своей недвижимости в Турции. «Было бы правильно для Ардзинбы отречься от таких членов команды. И наказать тех, кто угрожал представителям армянской общины, которые проголосовали не за Ардзинбу. Но мы этого не видим», — отмечает политолог.
По оценке эксперта, штаб оппозиционного кандидата готовится сорвать выборы после второго тура. Поскольку победить ему практически невозможно — абхазы не поддерживают его провокации против России и ее граждан. «Абхазский народ был, есть и будет другом российского народа», — заверил Шаповалов.
После госпереворота в Абхазии оппозиция фактически находится во власти, говорит директор Центра политического анализа Павел Данилин. По его словам, из-за этого «ситуация становится все более тревожной».
Директор Института новейших государств Алексей Мартынов рассказал, что в Абхазии внутри элит ест два взгляда. Сторонники Ардзинбы хотят «делать, что хотят и брать, что хотят вне зависимости от отношений с другими странами, включая сомнительные криминальные круги». А Гунба и его команда выступают за «ответственный системный подход планомерного развития абхазской государственности под крылом России». До сих пор вторая точка зрения побеждала на выборах.
«Хотелось бы, чтобы выборы 1 марта прошли спокойно, граждане выбрали президента и шли вперед. Россия любит Абхазию, не даст обижать и всегда поможет», — заверил эксперт.
Избрание Гунбы будет означать усиление взаимодействия Абхазии и России, заверил член Совета по правам человека при президенте РФ Александр Малькевич. Он привел пример, что действующий вице-президент уже договорился о старте авиасообщения. А это важно для туристической отрасли Абхазии, в которой занято практически все население.
«Гунба — политик, который занят реальными проблемами жителей, а не своим образом, пиаром. Но из-за неконструктивных действий команды Ардзинбы, нынешний курортный сезон может оказаться под угрозой. Люди в замешательстве — можно ли планировать что-то. Это относится и к туристам, и к отельерам, и к турагентствам», — отметил он.
Кроме авиарейсов, Гунба договорился о поставках автобусов для детей, о проектах в медицине, договорился о стабильном электроснабжении республики, добавляет политконсультант Сергей Толмачев. «И это при том, что административный ресурс на сегодня по большей части на стороне Ардзинбы», — обратил он внимание.
Кто бы ни победил, будущее Абхазии связано с Россией, считает советник посольства Абхазии в РФ Кан Тания. «Долгая история братства между народами, более 200 межправительственных соглашений. В Абхазии нет политиков и избирателей, которые бы выступали против России. Кого бы избиратели ни поддерживали из политиков, в этом они едины», — резюмировал дипломат.
* Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ