Эрдоган делает хорошую мину при плохой игре
Россия и Турция начинают осознавать все последствия инцидента с истребителем Су-24. Санкции, которые ввело наше Правительство, могут оказаться куда более действенными, чем ожидали даже сами чиновники. По подсчетам Министерства труда, в России сейчас работают порядка 30 тысяч граждан Турции. Многие из них имеют жен – гражданок России, и не могут уехать назад.
Анкара заняла довольно жесткую позицию: премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что меры России в отношении турецкого бизнеса не соответствуют международному праву. А президент страны Реджеп Тайип Эрдоган и вовсе взялся угрожать. Он заявил, что Турция примет ответные меры в отношении России, хотя и не хочет терять с Москвой хороших отношений.
Такая резкая реакция – это ответ на брифинг, на котором представители Минобороны России представили доказательства того, что президент Турции и его семья вовлечены в преступный бизнес, организованный совместно с террористами ИГИЛ. Военные раскрыли журналистам, которых собралось несколько сотен, секретные данные: результаты разведки, наблюдения со спутников и беспилотников. "Турецкое руководство само себя загнало в ловушку с этими требованиями доказательств их связей. Теперь доказательства представлены - что будет делать Эрдоган?" - задается вопросом в Facebook политолог Илья Ухов.
Но как бы ни был обижен Эрдоган на разоблачения российского Минобороны по поводу покупки нефти у ИГИЛ, Турции сейчас практически жизненно необходимо сохранить связи с Россией хотя бы в долгосрочной перспективе. "Турецкая сторона пытается все-таки найти общий язык с Россией. В частности, турецкая сторона передала России тело российского летчика как героя с воинскими почестями", - обращает внимание политолог Сергей Марков.
А вот Кремль уже нашел себе новых друзей. Причем не где-нибудь, а в еще недавно опальном Египте. Представители египетского министерства промышленности и торговли уже обсуждают, какие египетские товары могут заменить турецкие продукты, ушедшие с рынка в результате эмбарго. В ответ, по крайней мере так это выглядит в публичном пространстве, Москва заявила, что планирует в ближайшее время начать переговоры по восстановлению авиасообщения с Египтом.
Эта тенденция соответствует настроениям россиян: согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, в ноябре в общей сложности 58% респондентов беспокоит международная изоляция России. А в ноябре значительно возросла доля наших соотечественников, которые настаивают на том, чтобы власти взялись налаживать отношения с ЕС, США и другими странами: 75% против 66 в сентябре.
Вот только Турция в шорт-листе тех, с кем Россия в ближайшее время собирается мириться, очевидно, не присутствует. А кто значится мы узнаем уже сегодня из внешнеполитического блока Послания президента Федеральному Собранию. И главная интрига вовсе не в том, что глава российского государства скажет об отношениях с Турцией, а в том, готов ли он объединиться с нашими недавними оппонентами из ЕС ради совместной борьбы с международным терроризмом и ИГИЛ.
Обозреватель Noteru.com Марьяна Кленова.