Президент Торгово-промышленной палаты РФ обозначил проблемы ювелирной отрасли
InKazan | 27 февраля 2025, 09:25
Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин рассказал о трендах на рынке ювелирных изделий и обозначил проблемы, актуальные для производителей украшений сегодня.
По данным коммерческого директора бренда SOKOLOV Елены Шиманчук, рынок украшений за прошлый год увеличился на четверть. Ключевым фактором роста считают рост стоимости металла, поскольку средняя цена грамма золота в 2024 году стала выше на 52%, а серебра на 60%.
Согласно подсчетам компании SOKOLOV, общий объем рынка в 2024 году достиг 459 миллиардов рублей.
Сергей Катырин сообщил, что в прошлом году 37% ювелирных изделий было реализовано через маркетплейсы. Подобный результат был достигнут впервые. Он стал свидетельством того, что электронная торговля серьезно поддерживает и развивает ювелирную отрасль.
По данным Федеральной пробирной палаты, в прошлом году в России был промаркирован 31 миллион ювелирных изделий из золота, или 55 тонн.
Маркировку объявили обязательной в 2023 году. Осенью ожидается введение запрета на оборот неучтенной продукции, поэтому бизнес стремится успеть легализовать товары, которые были выпущены более двух лет назад.
Эти правила не касаются серебра. В прошлом году в стране были изготовлены 58 миллионов ювелирных изделий из этого металла. По серебру доля импорта составила 22%, по золоту — менее процента.
Оборот ювелирных изделий в России отслеживается в государственной информационной системе маркировки. Каждому украшению в пробирной палате присваивают уникальный номер. Его шифруют в Datа Matrix код и наносят на товар, причем делают это дважды — на изделие и на бирку. И если напечатать код на этикетке изготовитель способен самостоятельно, то чтобы промаркировать изделие, его необходимо везти в Федеральную пробирную палату. Участники рынка жалуются, что в регионах нередко задерживают процесс, срывая сроки. Из-за проблем логистики заметно растет себестоимость украшений.
«Вы сдали изделие на опробирование, клеймение, и нету ограничений, сколько они там, в течение какого времени их должны вернуть. Чем больше эта задержка, тем больше потери финансов у производителя… Хотелось бы, чтобы в этой сфере было введено нормирование», — предложил президент ТПП РФ Сергей Катырин. По его мнению, на маркировку должно отводиться не больше пяти или даже не больше трех рабочих дней.
По информации игроков рынка, наценка в 100% является нормой для розничных продаж в отрасли. Однако на практике такое происходит далеко не всегда: встречаются и неликвидные украшения.
Больше всего, согласно данным продавцов, заработать можно на уникальных камнях. Востребованы и классические украшения. При этом подход к производству и продажам в крупных и небольших ювелирных компаниях может радикально отличаться.
SOKOLOV — компания, в портфеле которой сосредоточено и производство, и розничная сеть. В организации рассказывают: для открытия одной новой точки требуется минимум 23 миллиона рублей. Сумма может оказаться меньше, если речь идет об островке в торговом центре.
За прошедшие пять лет «Соколов» успел запустить 800 собственных магазинов, еще 240 — по франшизе и в итоге получил статус второго по величине игрока на рынке. Выручка с каждым годом увеличивается и по результатам прошлого года выросла до 68 миллиардов рублей. Однако рентабельность изделий при этом остается прежней.
«Количество чеков на ювелирном рынке в общем-то не увеличилось так, как увеличились продажи в деньгах. Мы не можем не замечать рост ключевой ставки, которая влияет в целом на рынок, на ювелирный рынок, и наш покупатель стоит перед выбором — сбережение или потребление», — рассказала Елена Шиманчук. Она также добавила, что средний чек уходит в пользу низкого сегмента и покупатель демонстрирует интерес к более легковесным золотым изделиям и бюджетным серебряным.
В последние годы доход магазина Lucet падает, сообщила его владелица Любовь Редуто. В прошлом году бутик продал 4700 украшений со средней наценкой в 16% и остался без прибыли. В качестве одной из причин называют НДС, который на полтора года вводился для украшений из серебра. По словам хозяйки, она не стала пополнять ассортимент, а просто распродавала запасы. В этом году закупочные цены и административная нагрузка на бизнес должны снизиться, поскольку восстановлена практика использования упрощенной системы налогообложения. Сегодня Любовь Редуто намерена больше инвестировать в рекламу и вернуться к любимому занятию — поиску редких украшений по всей России.
Формы всех украшений Joser — это срезы стволов колонн зданий разных эпох, рассказала основатель бренда Дарья Белякова. Бренд предлагает клиентам четыре коллекции и четыре архитектурных стиля: Египет, Древняя Греция, венецианская готика и русский классицизм.
Кольцо из серии «Казанский» известно как одно из самых популярных и достаточно дорогих украшений. Подобных колец изготовлено всего 160 штук. Драгоценность стоит 769 тысяч рублей. В украшении содержится восемь с половиной граммов белого золота, себестоимость которого вместе с работой мастера составляет 107 тысяч рублей. Еще 172 тысячи — налоги. Также в стоимость входят расходы на маркетинг, зарплаты офиса, содержание шоурума и прочие траты. Прибыль компании с одного такого кольца — 173 тысячи рублей.
Ювелирный рынок России находится под влиянием не только спроса внутри страны, но и внешней торговли. В декабре ЕАЭС и Объединенные Арабские Эмираты подготовили соглашение об экономическом партнерстве. Документ еще не подписан. Но в проекте документа речь идет об обнулении импортных пошлин на украшения из ОАЭ.
Торгово-промышленная палата России и представители отрасли убеждены: российские производства могут не справиться с подобной ценовой конкуренцией.
«Это шаг, который серьезно повлияет на нашу отрасль и не в лучшую сторону. Потому что они практически сохраняют свое присутствие на нашем рынке и ограничивают нас. То есть на серебро так и останется пятипроцентная пошлина, а свои пошлины они будут отменять в течение 7 лет», — встревожен президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, который намерен выработать по этой проблеме особую позицию и донести ее до Правительства Российской Федерации.
Производители уверены, что условия соглашения требуют пересмотра — с исключением ювелирных изделий из перечня беспошлинных товаров.
При этом одной из проблем внутреннего рынка объявлена необходимость двукратного нанесения штрихкодов. По мнению бизнеса, подделать товары невозможно и без этого, поскольку номер каждого украшения является уникальным, а при продаже считывается только код бирки. Ювелиры призывают позволить им самостоятельно проводить маркировку изделий или ставить коды только на этикетке. Как минимум необходимо добиться сокращения пребывания украшений в Федеральной пробирной палате. Все эти меры в совокупности позволят снизить административную нагрузку на бизнес, розничные цены, а также сделают отечественные ювелирные украшения более доступными для россиян.