Эпоха затянутых поясов
Всего, как говорится в официальном сообщении пресс-службы краевого правительства, "поддержку получат порядка 65 тыс. предприятий и предпринимателей. Стоимость этих мер составит порядка 3 млрд рублей. (…) Учтены меры поддержки людей, оставшихся без работы, и тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Лимит финансирования на эти цели увеличен до 500 млн рублей, и около 35 тысяч красноярцев могут рассчитывать на получение поддержки".
Наверняка кто-то назовет эти меры "каплей в море". Объективно они вряд ли существенно купируют возрастающую на глазах социальную напряженность. Но в этом контексте имеет смысл задаться другим вопросом: а есть ли в принципе даже не у самого бедного региона серьёзные возможности для помощи всем страждущим? Александр Усс в своем обращении к жителям края с пугающей откровенностью сообщил о возможных потерях краевого бюджета.
"Очень большое напряжение испытывает наша экономика. Если такая ситуация сохранится в течение трех месяцев, то объем произведенной продукции и услуг в Красноярском крае за шесть месяцев сократится на 5-10 %. Рассматривая различные сценарии, в том числе и негативный стресс-сценарий, мы исходим из того, что наш бюджет может недополучить порядка 25%, то есть одной четверти всех запланированных доходов (это примерно 60 миллиардов рублей, А.Ч.). Это означает, что от многого нам придётся отказаться. Красноярский край, к сожалению, не имеет каких-то специальных запасов, какой-то заначки – этого не предусматривает федеральное законодательство".
Краткое резюме: наступает очередная эпоха затянутых поясов. В своих обзорах, начиная с февраля, я неоднократно писал о том, что следует готовиться к бюджетному секвестру или, как предпочитают обтекаемо выражаться, представители власти, "оптимизации". И этот момент наступает. Всем придётся в своих житейских стратегиях, как минимум, на ближайшие год-два учитывать сие стратегическое обстоятельство. При этом надо понимать, что никто пока не может дать обоснованный прогноз, когда коронавирусная инфекция насытится зрелищем перепуганного человечества и исчезнет подобно ночному кошмару…
МОСКВА НАМ ПОМОЖЕТ?
Второй сюжет, связанный с помощью государства бизнесу и населению, состоит в распределении обязанностей между федеральным центром и регионами. В марте Кремль принял принципиальное решение отдать на откуп субъектам РФ самостоятельно определять административные способы борьбы с COVID-19. Этот шаг не у всех вызвал восторг. Некоторые наблюдатели усмотрели в нём попытку переложить все политические риски и ответственность за возможные неудачи на местное начальство. Возможно, среди прочих причин это соображение присутствовало, но, думаю, что были и вполне рациональные причины для такого акцента на регионы. Страна слишком большая, специфика у субъектов разная и губернаторам, конечно, виднее, как выстраивать оптимальную модель прохождения между двух огней – пандемией и вынужденным простоем многих отраслей экономики.
Но вот что касается помощи пострадавшим от режима самоизоляции, то объективно переложить ответственность в этом вопросе на регионы Кремлю не удастся. Нынешняя модель межбюджетных отношений заточена на то, чтобы основные налоги шли в федеральную казну. Уже много десятилетий субъекты РФ за редким исключением вынуждены для решения своих проблем (например, экологических) ходить с протянутой рукой к федеральным чиновникам. Национальная кубышка под названием Фонд национального благосостояния (ФНБ) также во многом формируется из заработанного регионами. И, видимо, настало время её раскупоривать, поскольку одними налоговыми послаблениями надвигающийся социальный шторм не остановишь.
Губернатор уже выразил надежду, что в список так называемых системообразующих предприятий, которые работают на территории нашего региона, войдет около 50 компаний. Это означает, что они могут рассчитывать на "льготное кредитование при государственных гарантиях". Однако, безусловно, речь должна идти не только о предприятиях, но и о прямой финансовой поддержке всех, кто скоро может остаться без куска хлеба. И речь не о смешных пособиях по безработице, а о реальной помощи. А это совсем другой порядок цифр.
И В ХОЛОД, И В ЗНОЙ…
На одном из последних совещаний Александр Усс сообщил, что 80% своего рабочего времени представители власти сейчас посвящают "сдерживанию развития эпидемии коронавируса". Несложная арифметика показывает, что на проекты и проблемы "мирного власти" у краевого начальства остаётся всего 20 % времени. Однако это, конечно, не означает, что коронавирус остановил 4/5 нашей экономики.
Кстати, любопытно, сколько сегодня реально работает в крае предприятий и компаний, несмотря на все обстоятельства, связанные с режимом самоизоляции? И неплохо было бы услышать на этот вопрос ответ от чиновников регионального правительства. Пока очевидно, что самый сильный удар пандемия нанесла по сфере услуг. Именно в ней в основном работают малые и средние компании, а также индивидуальные предприниматели.
Но стратегически важные предприятия продолжают работать. Не поспоришь, когда говорят о героизме врачей, которые с риском для своего здоровья и даже жизни, выполняют свой долг, сражаясь с заразой в больничных палатах. Но, думаю, не меньшего пиетета заслуживают сегодня и аграрии, начинающие в эти дни посевную кампанию, и энергетики с коммунальщиками, и продавцы магазинов с водителями общественного транспорта. Все они сегодня находятся в зоне риска и заслуживают нашей благодарности.
ДЕЛО ТАЛЮКА
Громко напомнили о себе в апреле красноярские силовики, которые первый квартал 2020 года находились в тени. Предотвращение чекистами теракта в одной из школ краевого центра, обыски в "Краснояркнефтепродукте", задержание одного из ближайших соратников Анатолия Быкова – список громких дел получается довольно впечатляющий для последней декады.
Наибольший резонанс в политической тусовке Красноярья вызвал арест Алексея Талюка, которого подозревают в мошенничестве в особо крупном размере и покушении на преступлении. В феврале Талюк уже фигурировал в другом скандале, когда его обвинили в том, что он наехал (в буквальном смысле) на журналиста телеканала "Россия-24" Павла Брыкина.
Официально Талюк числится помощником депутата ЗС, лидера краевого отделения "Патриотов России" Ивана Серебрякова, но неофициально уже много лет считается главным политтехнологом Анатолия Быкова. Ожидаемо "патриоты" расценили неприятности Талюка, как часть антибыковской кампании, связанной с тем, что Анатолий Петрович нынче обрел все права полноценного политического субъекта. (https://1line.info/articles/politika/polnotsennyy-petrovich.html) Утверждают, что не только Талюк, но и Серебряков сегодня находятся под прессингом силовиков.
Но в "деле Талюка" интересен другой момент. Именно этот товарищ в последние годы отвечал за избирательные кампании "ПР" на берегах Енисея. Практически все они закончились пшиком, и Талюк несет за эти фиаско персональную ответственность. В частности, не стоило экономить на хороших юристах в ситуации, когда именно на этом участке фронта ожидались самые серьезные атаки конкурентов… Может быть, силовики, убирая с политической шахматной доски Талюка, наоборот - оказывают Быкову своеобразную услугу, которая заставит его пересмотреть свои электоральные стратегии?
Александр Чернявский
Фото с официального портала Красноярского края, сайта Законодательного собрания края и архива автора