С кем и как нам жить, решат чиновники: Цифровой концлагерь готов
Статья 23 Конституции Российской Федерации гласит следующее:
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
- Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Давайте себе это ещё раз зафиксируем. Закон знать очень полезно. Но зайдём с другого конца.
Что это за законопроект такой? По словам авторов, он "создан в целях учёта сведений о населении" и всё в таком духе. Можете сами посмотреть по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/759897-7. Там достаточно подробно раскрыта в первоисточнике ситуация с данным законопроектом.
Благие намерения
Продираясь сквозь чиновничье-законодательный язык, словно буераки, можно понять, что первая цель, которую ставят депутаты, – войти наконец в цифровую экономику, сделать Россию цифровой. Ну и дать заодно возможность чиновникам получить так называемые "эталонные данные" о населении. Что это вообще такое?
Дело в том, что сейчас разные ведомства хранят разные данные. МВД, ФНС, ПФР – все эти трёхбуквенные ведомства ведут свои базы данных и обладают своим набором сведений о гражданах. Обмен между ними происходит, но, по сути, разные ведомства иногда и вынуждены дублировать сведения о гражданах. Вот именно на эту проблему и пытаются обратить внимание законодатели, делая упор в основном на неё же.
Но всё ли в порядке с этим законом на самом деле и к каким последствиям он может привести? Давайте для начала посмотрим на финансовое обоснование проекта. Прямо отдельный документ на сайте Госдумы. Обычно при словосочетании "финансовое обоснование" мы ждём хотя бы таблицу с расшифровками, как говорится, "что, куда, зачем". Открываем документ. И видим ровно пять строчек: "Реализация Федерального закона "О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации" будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период".
Денег нет, но для этого найдём
Вы когда-нибудь видели, чтобы на реализацию Федерального (!) закона было такого размера обоснование? Я вот ни разу. Это же официально выложено. Где чёрным по белому написано: "Денег, вообще, на самом деле нет, но мы их где-нибудь в бюджете найдём, не переживайте". Господа, вы, конечно, извините, но единая база данных для 150 000 000 человек не может стоить три копейки. Не может быть создана за неделю. Не может обслуживаться непонятно кем. Не может её охранять неизвестно кто.
Да, в пояснительной записке указано, что это ФНС должна за всё отвечать. И всё вроде как делать. Но, извините, бюджета на это нет. Как тогда прикажете внедрять законопроект? Какими ресурсами? На какие деньги? За какое время? Силами только специалистов из ФНС? Почему?
Но, допустим, мы оторвали налоговиков от их дел. Заставили сделать новую базу данных. И это не тупо скопировать один файл, размножив его, вставив в другую папку. Это процесс настолько другого уровня, что может потребоваться многомиллиардный бюджет и пара лет работы. И заодно это всё потом нужно будет поддерживать. Я готов поспорить на что угодно, что за три копейки эту работу просто не сделать. Не нужно уподобляться сумасшедшим из интернета и сразу орать "разворуют" и всё в этом духе. Любая информационная система такого порядка стоит дорого. Очень. Но и дать может экстраординарные результаты.
Тотальный контроль
Вот о них и поговорим. Даже представим, что да, всё выделили. Чтобы всё сделать. Окей, даже сделали. И даже это заработало. Зачем это было делать? В пояснительной записке и в СМИ фигурируют данные про "адресную помощь". Якобы чтобы дошло "до кого нужно". Но, господа, право на эти данные давно есть у любого отдела местной соцзащиты. Что, секрет, что ли, что у нас каждый пятый гражданин находится за чертой бедности? Не секрет. Что, нельзя на текущих данных начать им помогать сильнее? Вытаскивать их из бедности? Можно. Зачем тогда городить ещё одну, финальную базу данных?
Всюду цифровой контроль. Фото: Александр Авилов / АГН "Москва"
Похоже, что скорее за тем, чтобы контролировать эти данные. Сейчас, чтобы собрать профиль, у гражданина есть Госуслуги. Может, всё взять оттуда? Нет, просто так не возьмёшь. Это для вас всё довольно удобно, для граждан. Министерствам и ведомствам красивые странички не нужны. Им нужны базы. Например, ПФР будет знать то, что знает налоговая, налоговая будет знать всё из данных МВД, а ФНС – вообще собирать все потоки. К чему это приведёт? Да известно к чему. Вот рядом есть соседи. К социальному рейтингу китайского типа приведёт. Когда на каждого из нас будет через несколько лет накоплено столько данных, что не только частной жизни не останется вовсе. Чиновники будут выставлять вам рейтинг, а на его основании будут решать, где вам жить, что вам есть, сколько денег вам давать, можете ли вы быть начальником, благонадёжны ли вы. Всё это уже внедрено у китайских соседей. Поинтересуйтесь опытом Поднебесной. Поспрашивайте про Тайвань, Гонконг и уйгуров. И заодно уточните, на что влияет этот рейтинг. А после для полной визуализации посмотрите эпизод сериала "Чёрное зеркало", чтобы стало понятно, куда это всё приведёт. Без гражданского общества. Без контроля со стороны СМИ. Без неравнодушных граждан. В простой цифровой концлагерь.
И это всё под добровольные песни о контроле, безопасности, детей наших обязательно ещё приплетут. Это вообще классика манипуляции и обоснований в ГД РФ. Но как вообще будет соблюдаться ваша приватность? Как эти данные будут защищены? Кто и в каком размере понесёт ответственность за их утечку? Будут ли неравнодушные граждане следить за своими данными? Сразу могу дать ответы: плохо, никак, никто, да вообще никому не объясняли самого важного.
Поймите, сейчас данные ценнее денег. Они – такой товар, который иногда нельзя купить ни за какие деньги. Представьте, что у чиновников есть вообще любые данные на вас: что вы купили, что вы ели, куда вы ходили, что вы смотрели, кто ваши родственники, есть ли среди них сидевшие, что вы читали, чем вы занимаетесь на работе. Всё это уже легко получить из нескольких баз. А так будет одна. С быстрым доступом. Где можно про любого рассказать всё что угодно.
Так что забудьте в скором времени про 23-ю статью Конституции. Никто вам помогать с её соблюдением не будет.