«Плохой из Жвачкина светоч свободы»: как понимать слова губернатора про QR-коды
«Как я и обещал, пропусков с QR-кодами в Томской области не будет» — заявил в своем обращении к жителям региона губернатор Сергей Жвачкин. Само по себе отсутствие пропускного режима — на время эпидемии — не диковина: от него свободны на сегодняшний день более двадцати российских регионов. Но, пожалуй, впервые отказ от введения электронных пропусков получил идеологическое обоснование. фото: kremlin.ru «Мы изучили ситуацию и негативную практику использования таких пропусков в других регионах, — объяснил свою позицию глава области. — Это избыточная, плохо работающая и унижающая достоинство людей мера».
Однако это не тот случай, когда «решение окончательно и обжалованию не подлежит». Что явствует, собственно, из слов самого же губернатора. Отдав дань свободолюбию, он тут же «включил заднюю»: «Мы пойдем на нее только в экстренном случае. Но в этом случае мы, как в Москве, закроем все, что можно».
Вот и пойми чиновника: то не пойдем, то пойдем. Но, как ни крути, в сухом остатке — планы ввести пропускной режим в случае ухудшения эпидемической ситуации. И, как минимум, не менее жесткий, чем в столице.
Показной либерализм Жвачкина зиждется исключительно на том, что жареный петух пока еще клюнул область со всей силой. По последним официальным данным, с начала эпидемии в области зарегистрировано всего 97 зараженных коронавирусом. Один умер, 24 выздоровели. При этом общая численность населения — 1,1 миллиона человек.
В общем, прав губернатор: экстренный случай действительно еще не наступил. А введение системы электронных пропусков — дело хлопотное и недешевое. Впрочем, и сегодня жизнь томичей, мягко говоря, не свободна от ограничений. С 31 марта в области действует «режим самоизоляции»: жителям региона запрещено покидать дома без веской причины. За нарушение режима выписываются нешуточные штрафы.
17 апреля приостановлено автобусное сообщение области с другими регионами, с 27-го ограничено пересечение ее границ на автомобиле. Въехать в регион и выехать из него можно лишь по причинам, связанным со служебной деятельностью или либо крайней личной необходимостью, вроде визита в медучреждение или похорон родственника.
С 30 апреля для работающих жителей региона «вводится единый образец справки от работодателя и обязательная регистрация на портале работа.томск.рф».
С точки зрения жесткости карантинных мер Томск в чем-то даже опережает соседей. «Все жители Томской области, кто возвращается из-за рубежа (а таких у нас еще 300 человек из 51-й страны мира) – все они будут напрямую доставляться в обсерватор, — объявил Жвачкин. — Никакой домашней самоизоляции больше не будет. Это решение согласовано с Роспотребнадзором и УВД».
Чем QR-коды унизительнее всей этой полицейщины — одному Богу да Жвачкину понятно. Хотя вряд ли даже им. Похоже, на фоне стресса у губернатора произошло своего рода раздвоение сознания. Одна его половина печется о правах и свободах граждан, другая — о как можно более надежной их «самоизоляции».
Но вторая, несомненно, является доминирующей. «Меня тут обвиняют в излишней жесткости, — сетует глава области. — Повторю еще раз: когда дело касается жизни и здоровья миллиона жителей – мне все равно, кто и что обо мне скажет».
Словом, плохой из Жвачкина вышел светоч свободы. Но в том, что главное все-таки жизнь и здоровье людей, он, безусловно, прав.