Оборона Финляндии: всё ради национальной безопасности
Финляндия уделяет большое внимание вопросам национальной безопасности. Несмотря на ограниченные размеры и возможности вооруженных сил, принимаются заметные меры по обеспечению обороноспособности и поддержанию мира. Для этого проводится оригинальная и интересная политика, предусматривающая отстаивание своих интересов разными методами, как самостоятельно, так и в рамках международного сотрудничества.
Оборонная доктрина
Ввиду ограниченных ресурсов Финляндия на случай войны полагается не только на Силы обороны. Обеспечение безопасности строится на концепции т.н. тотальной обороны. Это означает, что все министерства и ведомства имеют планы на случай чрезвычайных ситуаций или вооруженных конфликтов. Каждая организация получает те или иные полномочия для мирного времени и для войны. Экстренные меры вводятся в действие особым законом – при необходимости его вносит президент и одобряет парламент.
Ключевыми положениями оборонной доктрины являются принципиальный отказ от участия в каких-либо военных или политических альянсах, организация исключительно собственной обороны, а также обеспечение гибкого реагирования на широкий круг угроз. Основными угрозами безопасности называют различное давление со стороны третьих стран, включая шантаж военной силой, открытое нападение и региональные конфликты, потенциально затрагивающие Финляндию.
В мирное время Силы обороны осуществляют призыв новобранцев и проводят их подготовку, а также ведут оборонное строительство. В случае начала конфликта они должны собирать резервистов и производить развертывание территориальной обороны. Главной задачей армии является удержание противника вблизи границ и защита ключевых областей страны. Для этого предлагается использовать тактики и стратегии, оптимизированные для характерных географических и природных условий.
В составе Сил обороны имеются сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы, различные спецподразделения и также пограничная охрана. В ходе конфликта они должны действовать совместно для противодействия противнику в своих средах. Гражданские структуры и ведомства должны обеспечивать работу армии всеми доступными средствами.
Международное сотрудничество
Отказ от участия в военных альянсах не исключает сотрудничества с другими странами. Более того, в некоторых сферах подобное сотрудничество приобретает весьма примечательные масштабы. Такое взаимодействие имеет место в сфере миротворческих операций и в программах совместного обеспечения безопасности.
Силы обороны регулярно участвуют в международных миротворческих операциях, начиная с 1956 г. Вместе с армиями европейских и американских государств они работали почти во всех локальных конфликтах последних десятилетий. В наиболее крупных операциях, например в Афганистане или Ираке, участвовали десятки финских военнослужащих. В других случаях Финляндия могла отправить к месту событий не более 6-10 наблюдателей.
Силы обороны в лице разных родов войск или отдельных формирований регулярно участвуют в международных учениях. По очевидным причинам, чаще всего в таких мероприятиях отрабатывается совместная работа с армиями стран НАТО. Маневры проходят на финских и иностранных сухопутных и морских полигонах.
За пределами НАТО
Финляндия имеет весьма интересные отношения с Североатлантическим альянсом. Высшее военное и политическое руководство страны десятилетиями придерживается политики нейтралитета и отрицает возможность вступления в НАТО. При этом некоторые политические силы, в т.ч. бывшие руководители государства высказывают мнение о необходимости присоединения к Альянсу.
В пользу вступления в НАТО приводятся аргументы об упрощении взаимодействия с другими странами и повышении общего уровня безопасности. Этим плюсам противопоставляют принципиальную позицию военно-политической независимости. Кроме того, вступление в Альянс может рассорить Хельсинки с Москвой, а финское руководство не спешит портить отношения с ближайшим соседом.
Впрочем, отказ от вступления не исключает другие варианты взаимодействия с НАТО и отдельными его странами. Так, Силы обороны построены, вооружены и оснащены по стандартам Североатлантического альянса. Имеется большой опыт взаимодействия с натовскими армиями – по их методикам и стратегиям.
Объединенные экспедиционные силы
Особый интерес в этом контексте представляет участие Сил обороны в т.н. Объединенных экспедиционных силах (UK Joint Expeditionary Force или JEF), формировавшихся по инициативе НАТО с 2014 г. При возникновении кризисных ситуаций или начале открытого конфликта девять стран-участниц JEF во главе с Великобританией могут создавать единую армейскую группировку и решать задачи восстановления мира.
JEF начали работу всего несколько лет назад, и пока их ограничиваются только организационными вопросами и проведением совместных учений. Финские подразделения вместе с формированиями других стран отрабатывают ведение боев на суше и на море. Также имели место учения с другими странами НАТО, не входящими в JEF.
Примечательно, что к Объединенным экспедиционным силам присоединились сразу два принципиально нейтральных государства – Финляндия и Швеция. На протяжении долгих десятилетий их пытаются пригласить в НАТО; необходимость вступления в организацию отстаивают некоторые внутриполитические силы. Однако власти двух стран отказываются вступать в НАТО – хотя и присоединились к «вненатовским» JEF.
Соседство и союзничество
В контексте будущего финской оборонной доктрины проявляются вопросы пресловутой российской агрессии и потенциального вступления в НАТО. При этом оба вопроса не имеют простых и понятных ответов, а Хельсинки занимает отстраненно-нейтральную позицию и пытается искать свои выгоды.
Из-за своего географического положения Финляндия представляет большой интерес для НАТО. Полноценный доступ к ее территории и базам даст альянсу значительные преимущества в рамках актуальных стратегий борьбы с Россией. Пока Финляндия остается союзником, но не членом организации, подобные выгоды получить не удастся. В результате не первый год продолжаются внешние и внутренние попытки втянуть Финляндию в НАТО – пока безуспешные.
Формальный нейтралитет и сотрудничество с военным блоком приводят к определенным рискам. Не являясь членом НАТО, Финляндия не может рассчитывать на гарантированную помощь в случае начала конфликта с третьей стороной. «Дружественные» страны сами решат, будут ли защищать Финляндию. Эти обстоятельства одновременно используются как аргумент в пользу вступления в Альянс и как довод против него, ввиду специфической позиции «союзников».
Участие в JEF можно рассматривать как попытку избавиться от подобных проблем. Объединенные экспедиционные силы являются лишь временным союзом, работающим по необходимости. Какие-либо политические или военные обязательства по типу имеющихся в НАТО отсутствуют. Соответственно, участие в JEF позволяет Финляндии рассчитывать на помощь дружественных государств – как минимум, в деле сдерживания вероятных противников.
На фоне ситуации вокруг Финляндии и НАТО интересно смотрится позиция главного «агрессора» региона – России. Москва неоднократно говорила о своем уважении к позиции Финляндии, вне зависимости от ее участия в военных блоках. Однако отмечалось, что вхождение соседней страны в НАТО заставит Россию принять необходимые меры по обеспечению собственной безопасности.
Собственный курс
Как видим, Финляндия имеет свою собственную оборонную доктрину, направленную исключительно на обеспечение национальной безопасности, однако не исключающую военное и политическое сотрудничество. Географическое положение приводит к особым рискам, связанным как с возможным нападением, так и с особой политикой союзников. В то же время ограниченные возможности и вооруженные силы не позволяют претендовать даже на региональное лидерство.
Финляндия стремится сохранять ровные отношения со всеми странами своего региона и потому не торопится отвечать на приглашения НАТО, хотя и присоединилась к новому договору о JEF. При всем этом строительство обороны осуществляется самостоятельно, но с применением иностранных наработок и изделий.
Следует ожидать, что в обозримом будущем Финляндия не изменит своей позиции и останется нейтральной страной, не участвующей в полноценных альянсах или блоках. Однако ей придется бороться с активными попытками втягивания в подобный союз. Впрочем, в Хельсинки уже давно привыкли к подобным действиям «дружественных» стран и уделяют основное внимание собственной безопасности, а не интересам других государств и союзов.