Формат сопредседательства МГ перечеркнул антиармянские договоры
Заместитель главы департамента по связам с общественностью МИД России Зайцев заявил на брифинге, что Москва продолжает прилагать усилия для ослабления напряженности между Арменией и Азербайджаном и налаживания диалога.
О каких усилиях идет речь, Москва не уточняет, хотя уже говорила об этом неоднократно. Понятно, что речь не только о контактах, а о неком содержании. Каково содержание этих усилий, учитывая, что после тавушского обострения и Ереван, и Баку существенно ужесточили и без того антагонистичные позиции?
И рассматривает ли Москва как усилие русско-турецкие контакты, которые состоялись на уровне глав МИД и президентов?
Есть ли намерение изменить формат переговоров и мирного урегулирования? Азербайджан и Баку не скрывают недовольства форматом сопредседательства Минской группы. Что думает об этом Россия? Москва была бы не против единоличного мандата, но вряд ли ей это позволят Баку и Анкара.
Но глубинная задача сопредседательства Минской группы состоит не в Арцахском урегулировании и решении армяно-азербайджанской проблемы. Его задача – Армянский вопрос и урегулирование армяно-турецких отношений, вместе с их политико-правовой платформой – русско-турецкими договорами.
Создание формата сопредседательства Минской группы стало первой фиксацией международной легитимности победы и первых шагов Армении против вековых русско-турецких договоров. Три постоянных члена Совета безопасности ООН – США, Франция и Россия – стали сопредседателями формата по обсуждению новой региональной военно-политической и безопасностной системы. По большому счету, сопредседательство МГ заменило собой русско-турецкие договоры на Кавказе, которые до этого и определяли расклад и принципыы безопасности на Кавказе.
Формат сопредседательства Минской группы – это де-факто договор о новых принципах новой системы, заключенный между тремя членами СБ ООН и Арменией, включая Арцах.
Россия в этой ситуации оказалась в наиболее двусмысленной ситуации, будучи стороной как этого формата, так и антиармянских договоров с Турцией. Есть еще третий договор – с Арменией, о военно-политическом союзе. Этот третий договор может гармонизировать с «договором» Минской группы, но вступает в противоречие с русско-турецкими договорами, если Армения начнет говорить о своих правах. России в этом случае придется определяться. Откажется ли она от формата МГ и договора с Арменией в пользу русско-турецкого договора, или отречется от русско-турецких договоров, которым в 2021 году исполнится 100 лет?
Хотя выбор уже не за Россией, поскольку она может только в одностороннем порядке отказаться от формата сопредседательства Минской группы, без Франции и США. А у них нет намерения отрекаться, поэтому отказ России от этого формата будет означать отказ от роли на Кавказе.