Основные страхи народа конца весны-начала лета 2020 года назвал Национальный индекс тревожностей
Чего этой весной боялись жители России, рассказывает Национальный индекс тревожностей. Авторы исследования расставили фобии россиян по ранжиру на основе проедённого анализа публикаций в средствах массовой информации и социальных сетях. Как оказалось, во II квартале этого года на первые места вышли тревоги о потере работы и дохода в связи с коронавирусным кризисом, об изменении образа жизни, боязнь цифрового «рабства» и штрафов за нарушения карантинных мер. Кроме того, в пятёрку страхов вошли переживания о сорванном отпуске и недоверие к учёту заболевших короновирусом, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Национальный индекс тревожностей, подготовленный компанией КРОС, приводит первую десятку тревожностей по присутствию в СМИ и соцсетях
1. Потеря работы и дохода в связи с кризисом
2. Изменение образа жизни (угроза второй волны эпидемии, масочный режим, самоизоляция)
3. Цифровое «рабство» и штрафы за нарушения карантинных мер
4. Сорванный отпуск (закрытые границы, нехватка средств)
5. Недоверие к учёту заболевших коронавирусом
6. Экологические проблемы (разлив топлива в Норильске)
7. Недоступность качественной медицинской помощи в связи с коронавирусом
8. Голосование по поправкам в Конституцию
9. Возврат в кризисные 90-е годы
10. Гонка вооружений и международная напряжённость
Потери работы и доходов на фоне ограничительных мер из-за коронавируса, значительно уменьшивших экономическую активность в стране, больше всего боятся жители Краснодарского края, Санкт-Петербурга и Москвы. Здесь в региональной прессе и соцсетях отмечается высокий уровень тревожных настроений, связанных с угрозой потери работы и дохода гражданами, разорением предприятий малого и среднего бизнеса. Тема также вызывает опасения и у жителей Свердловской, Ярославской, Самарской и Мурманской областей.
Изменения образа жизни опасаются жители Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края и Новосибирской области. Люди устали от самоизоляции и ограничительных мер. Работа и учёба на удалёнке для многих оказались неудобными. А привычные формы досуга недоступными. Пугают и прогнозы экспертов о том, что коронавирус пришёл надолго, возможно, навсегда – за первой волной эпидемии последует вторая, потом третья и так далее. Эксперты предрекают, что людям придётся научиться жить с коронавирусом. Прежняя жизнь уже не вернётся, придётся приспосабливаться к новым условиям.
Сорванный отпуск этого года особенно встревожил Краснодарский край и Крым. В период самоизоляции власти существенно ограничили передвижение внутри страны, закрылись курорты и гостиницы. Это разрушило отпускные планы многих россиян и приостановило туристический бизнес. Кроме того, у многих граждан из-за падения доходов не хватает денег на отпуск.
Темой «цифрового рабства» и штрафов за нарушение карантинных мер наиболее обеспокоены жители Кемеровской области, Республики Башкортостан, Ханты-Мансийского автономного округа, а также Санкт-Петербурга и Москвы. Множество публикаций СМИ и соцсетей было посвящено различным сбоям в работе «Социального мониторинга», неправомерно выписанным штрафам и утечкам личных данных пользователей, а также штрафам за неправильно оформленные цифровые пропуска для граждан, не находящихся на карантине. Высказывается мнение, что под видом контроля за соблюдением самоизоляции отрабатываются технологии тотальной слежки за населением. Люди и эксперты задаются вопросом, закончатся ли тотальный контроль и слежка вместе с эпидемией или нас ждёт жизнь в принципиально ином мире.
Учёт заболевших короновирусом вызывает недоверие у жителей Дагестана, Тывы, Карачаево-Черкесской Республики, Приморского края и Нижегородской области. Граждане считают, что искажение данных (в первую очередь по смертности) сильно занижает цифры. Тиражируются слухи, что врачи ставят липовые диагнозы, чтобы не портить статистику, а причиной смерти часто указывают внебольничную пневмонию или другие заболевания. Из разных регионов России приходили новости о фальсификации данных о числе заразившихся коронавирусом, из-за чего в ряде случаев регионы не могли получить должную поддержку из федерального центра и вынуждены были мириться с дефицитом медицинских и человеческих ресурсов.
Экологические проблемы на фоне аварии в Норильске особо взволновали жителей Архангельской области и Красноярского края, лидируют по количеству обсуждений данной тревожности в социальных сетях.
Население Новосибирской, Курганской и Орловской областей тревожится о недоступности качественной медицинской помощи. В СМИ и особенно социальных сетях выражалась обеспокоенность тем, как на практике устроена работа по выявлению и лечению COVID-19 и исполняются приказы Минздрава.
Принятие поправок к Конституции оставалось в фокусе внимания даже на фоне тревог о борьбе с коронавирусом Covid-19. Если в первом квартале обсуждались сами поправки, то во втором значительная часть дискуссии шла по вопросу процедуры народного волеизъявления. Многодневное голосование, а также эксперимент с электронным голосованием в Москве и Нижнем Новгороде потребовали разъяснений Центизбиркома. Сначала обсуждали вопрос доступа наблюдателей на участки для голосования, доминировали опасения, что наблюдателей не будет. Однако по мере приближения дня старта волеизъявления понимание процедуры и возможности наблюдения, а также сообщений о регистрации значительного числа независимых наблюдателей эта тревога сошла на нет.
Данная тема широко обсуждалась в соцсетях Москвы, Санкт-Петербурга, Саратовской, Иркутской, Волгоградской, Архангельской областей, Ханты-Мансийского Автономного округа, Пермского и Красноярского краев.
Возврат условий жизни и социального благополучия на уровень 90-х годов на фоне кризиса с короновирусом наряду с Москвой и Санкт-Петербургом волнует жителей Краснодарского края, Сахалинской, Свердловской, Калининградской, Иркутской, Новосибирской областей и Республики Татарстан. В ряде регионов России во время самоизоляции полиция начала фиксировать рост числа правонарушений. Так, например, в Казани увеличилось количество грабежей и нападений на продуктовые магазины. В местной полиции признали, что целью преступников становятся продукты питания и алкоголь. В ряде городов также зафиксированы нападения на сотрудников службы доставки. Ограбления, в ходе которых у курьеров отбирали еду, совершались, в частности, в Санкт-Петербурге, Тольятти, Перми. С целью улучшения обстановки в нескольких регионах решили сократить часы продажи спиртного — это сделали в Марий Эл, Карелии, Хакасии, Башкирии и Якутии. Глава Забайкалья Александр Осипов ввёл полный запрет на продажу алкогольных напитков, однако отменил своё распоряжение после рекомендации Минпромторга не вводить такие меры без крайней необходимости.
Гонку вооружений и международную напряжённость в основном обсуждали жители Москвы, Санкт-Петербурга и Калининградской области.
Подробнее ознакомиться с методологией исследования и результатами за II квартал 2020 года можно по ссылке: https://www.cros.ru/ru/kb/research/.
Методология исследования
«Национальный индекс тревожностей» показывает доминирующие в обществе тревоги и фобии, формируемые СМИ и жизненным опытом россиян. Исследование проводится на основе анализа СМИ и социальных медиа. Методика учитывает степень важности темы и длительность информационной волны при анализе СМИ, а также значимость темы для людей при анализе сообщений в соцсетях. Замер проводится ежеквартально. Индекс позволяет изучить «серую зону» фобий граждан: регулярные социологические опросы не настроены на выявление персональных тревог, а пресса не может формировать информповестку, опираясь на частную жизнь граждан.
Для проведения исследования за 2 квартал 2020 года были проанализированы более 135 тысяч сообщений в СМИ, более 1,3 миллиона постов в социальных медиа.