ВОЕННЫЕ ПЫТАЛИСЬ ОБРАЗУМИТЬ ЕЛЬЦИНА, НО ОН ТРЕБОВАЛ: "ЗАБИРАЙТЕ ВСЁ!"
9июня 1995 года президент России Борис Ельцин и его украинский коллега Леонид Кучма окончательно поделили Черноморский флот, доставшийся в наследство от СССР. Процесс был длительным и трудным. Киев старался отхватить кусок побольше, а президент России действовал по принципу "забирайте всё!". Как Ельцин и Кучма делили Черноморский флот и почему это едва не привело к вооружённому конфликту – в спецпроекте Царьграда.
Великое наследие
Период "святых 90-х" был для России трудным во всех отношениях. Бардак в экономике, безработица и криминал оказались не единственными проблемами. Упадок затронул и армию, которая во времена СССР едва ли уступала хоть кому-то в мире по своей мощи.
Бесспорно, жемчужиной вооруженных сил на протяжении истории России являлся созданный ещё при Екатерине II Черноморский флот. С ним и с его главной базой – Севастополем – связано немало героических страниц в истории страны – от побед адмирала Ушакова до обороны Севастополя во время Великой Отечественной войны.
Огромное значение Черноморский флот продолжил иметь и по окончании Второй мировой. На него были возложены задачи не только по контролю за Чёрным морем, но и по стратегическому присутствию в Средиземноморье в качестве противовеса кораблям ВМС США.
Неудивительно, что после развала СССР взгляд на столь "лакомый кусок пирога" обратила внезапно ставшая независимой Украина.
Охочие до всего, что можно получить даром, украинские политики в унисон начали требовать полной передачи Черноморского флота под контроль Киева. Объясняли это просто – Украина должна получить всё, что находится на её территории, а раз в 1954 году Никита Хрущёв "отписал" зону базирования флота – Крым – Украине, то и флот, стало быть, украинский.
Стоит отметить, что на момент распада СССР Черноморский флот соответствовал уровню флота сверхдержавы: 833 корабля практически всех классов, в том числе 28 подводных лодок, 400 самолётов и вертолётов морской авиации. Личный состав флота превышал 100 тыс. человек, а стоимость всего имущества к началу 1992 года оценивалась в астрономическую сумму в 80 миллиардов долларов.
Киев, в отличие от Москвы, мешкать не стал, и уже в декабре 1991 года президент Леонид Кучма издал указ о формировании Вооружённых сил Украины в том числе на базе Черноморского флота. Однако небольшая фраза в документе не позволила Киеву оперативно присвоить флот. Указ предполагал задействование всех военных ресурсов, кроме стратегических сил СНГ, а Черноморский флот как раз к ним относился.
"Забирайте себе!"
Как показала практика, решение вопросов государственного значения оказалось в начале 1990-х в руках людей, которые как минимум были недостаточно компетентны. Хаос в разделение флота вносил тот факт, что высшие офицеры в большинстве своём понимали – Черноморский флот исконно русский, и сохранить его мощь можно только в составе России. В то же время Киев настаивал на том, что флот юридически оказался на территории Украины.
Осложняла ситуацию и позиция Ельцина, который поначалу придерживался тезиса: "Всё, что на вашей территории, – забирайте себе!"
Военачальники потратили немало сил, чтобы убедить президента в том, что такой подход – безумие. Пока в Москве военные пытались образумить Ельцина, в Севастополе командование не давало украинцам растащить флот.
Проукраинские активисты склоняли офицеров к принятию присяги, а также пытались завладеть кораблями. Помешал этому адмирал Игорь Касатонов. Украинцам в прямом и переносном смысле давали по рукам. Тех, кто до решения вопроса на государственном уровне пытался заговорить о принадлежности флота Украине, вежливо просили покинуть службу.
БОРИС ЕЛЬЦИН, ЛЕОНИД КУЧМА. ФОТО: РОМАН ДЕНИСОВ/RUSSIANLOOK/GLIBALLOOKPRESS
Однако жалобы Киева вскоре привели к тому, что адмирала отправили в отставку. Аналогичная судьба ждала и следующего командующего ЧФ Эдуарда Балтина, который также не позволил разбазарить флот. Россия своими бесконечными уступками Киеву фактически сама развязала ему руки.
В 1992 году украинская сторона решила "закрыть вопрос" одним махом. Киев выдал очередной указ – о подчинении Черноморского флота. В Севастополь направились представители украинского министерства обороны.
Но русские военные уже были в курсе планов Киева. В Москву пришла срочная депеша о необходимости аналогичного указа от Ельцина, в противном случае либо придётся сдать флот, либо в Крыму может вспыхнуть реальный вооружённый конфликт. 7 апреля 1992 года Борис Ельцин всё же издал указ "О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота".
Прибывшую в Севастополь украинскую делегацию ознакомили с указом президента. Попытка Киева снова провалилась.
Груда металлолома
При этом обострились и отношения между странами. Переговоры едва не срывались по абсурдным причинам. Так встреча между министром обороны Украины Виталием Радецким и главой Минобороны России Павлом Грачёвым оказалась на грани отмены из-за того, что табличка с именем русского министра была на два сантиметра больше, чем у украинского. Но дискуссии о разделении советского наследия всё же шли.
В июне 1992 года Ельцин и Кравчук подписали договор о сотрудничестве. Через год достигнуто новое соглашение – базой ЧФ останется Севастополь, официально документ подписали в 1995 году уже Борис Ельцин и Леонид Кучма.
Этот итоговый договор и ознаменовал раздел флота. России отошли 400 кораблей и более 160 единиц авиационной техники, пунктами корабельного базирования остались Севастополь, Феодосия и Николаев. Украине достались 30 боевых кораблей, одна подводная лодка, 28 судов обеспечения, всего – 67 единиц, а также 90 боевых самолётов.
Помимо этого Россия выплатила Киеву $526,5 млн компенсации, а также начала платить ежегодно по $98 млн за аренду военной инфраструктуры Крыма.
Формально вопрос раздела был решён. Однако Андреевский флаг на кораблях Черноморского флота ВМФ России подняли лишь два года спустя. Причиной стали конфликты между русскими и украинскими военными при разделе конкретных кораблей. Так, Украина пыталась получить суда и технику, разместить и обеспечить обслуживание которых по факту не могла.
Растянувшийся на годы раздел Черноморского флота превратился в разгром. Огромное военное хозяйство постепенно приходило в негодность. Москве в то время стало не до армии – страна была и без того в упадке. Украина же оказалась не способна управлять огромным флотом. Вскоре большая часть кораблей была списана, численность личного состава заметно сокращена.
Олицетворением всего ВМС Украины стал флагман – ракетный крейсер "Адмирал Лобов", вскоре переименованный в "Украину". На момент передачи Киеву он был на судостроительном заводе в состоянии 90-процентной готовности. Однако корабль ждала судьба груды металлолома.
ФОТО: MOD RUSSIA/GLOBALLOKPRESS
Когда весной 2014 года после воссоединения Крыма с Россией большинство кораблей ВМС Украины подняли Андреевские флаги, то оказалось, что никакого интереса для ВМФ России они не представляют. Половина из них нуждалась в серьёзном ремонте, другие и вовсе были под списание и несли опасность уже не для врага, а для самих экипажей.
Однако русский Черноморский флот сегодня снова представляет собой гордость страны. Флот стабильно и регулярно пополняется новыми кораблями, вооружением и морской авиацией.