Все болезни от нервов
А кто не псих?!
Люди старшего возраста прекрасно помнят старую поговорку, часть которой я вынес в заголовок: «Все болезни от нервов, только сифилис – от удовольствия». Как ни парадоксально, но во многом она недалека от истины. Хотя всё, что связано с психиатрией, очень далеко от юмора. Даже не знаю, решился бы я затронуть эту тему, если бы не натолкнулся в календаре на необычную дату. Это событие отмечается с недавних пор. В мире – с 1992 года, в России десятью годами позже – с 2002-го. Если честно сказать, до сих пор у нас в Отечестве к психиатрии значительная часть наших граждан относится с большим подозрением. Долгое время (да и сейчас) стресс, депрессия, посттравматические расстройства снимались в основном одним чудодейственным средством. Помните милиционера Ивана Данко из американского фильма «Красная жара»? Когда его коллега из Штатов показал аквариум и сообщил, что рыбки помогают ему снимать стресс, а затем поинтересовался, как снимает стресс персонаж Шварценеггера, тот ответил коротко: «Уодка». Спорить не буду, в отдельных случаях стопарик «водовки» и впрямь помогает отрешиться от мирских проблем. Однако в своё время я занимался проблемами алкоголизма и не раз посетил все лечебно-трудовые профилактории Ростовской области (ЛТП) – разумеется, не в качестве пациента. Поверьте мне: «уодка» от депрессии не лечит и никаких проблем не решает. Только умножает.
Но Россия – она Россия и есть. Если в Европе и Штатах визиты к психоаналитикам, психотерапевтам, психоневрологам и прочим специалистам считаются обыденным делом, у нас посещений подобного врача стремятся избежать. Многие панически боятся, что их близкие и знакомые узнают об их нервных расстройствах.
Между тем с психическим здоровьем и в мире, и в российском обществе всё обстоит очень непросто. По данным ЮНЕСКО, в большинстве европейских стран пациентов с психическими расстройствами значительно больше, чем больных раком, туберкулезом и сердечно-сосудистыми заболеваниями, вместе взятых. Что касается России, согласно официальным данным Минздрава РФ за 2021 год, здесь насчитывается 5,6 миллиона людей с психическими отклонениями. Больше всего пациентов с диагнозами «шизофрения», «умственная отсталость» и другие проживает на Чукотке. Затем следуют Алтайский край, Еврейская автономная область, Курганская и Сахалинская области, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа. Меньше всего психически больных людей в Чечне, Москве, Ингушетии, Севастополе и Северной Осетии.
Но с этой статистикой не всё так просто. Ведь немало потенциальных пациентов у нас просто не обращается за помощью к специалистам. И не только у нас. По данным Всемирной организации здравоохранения, свыше половины населения Земли – лица с психическими расстройствами разной степени. Но многие до последнего не желают верить, что болезнь может внезапно обостриться и полностью разрушить их личность. Неважно, что это будет – депрессия, биполярное аффективное расстройство, шизофрения, деменция (прогрессирующее слабоумие) и т.д.
Видимо, поэтому данные ВОЗ и российского Минздрава расходятся. По статистике Всемирной организации здравоохранения, в России число пациентов, которые нуждаются в психиатрической или психологической помощи, составляет около 14 миллионов человек (10 % населения).
Руководитель отдела центра имени Сербского Борис Козаковцев ещё более пессимистичен: «Признаки нарушения психического здоровья в той или иной степени имеет каждый третий россиянин».
Как пел в своё время известный поэт Александр Галич:
И вот теперь я полный псих!
А кто не псих?!
«Не дай мне Бог сойти с ума…»
Конечно, различные расстройства проявляются по-разному. И занимаются борьбою с ними разные специалисты. Если речь о тревоге, депрессиях, расстройстве сна, эмоциональной неустойчивости, раздражительности или, наоборот, повышенной утомляемости – это область деятельности психотерапевта. Отдельно следует выделить фобии, которых существует огромное количество, – боязнь открытых пространств, пауков, бактерий, скопления людей, воды, солнечного света и даже женщин.
Многие могут отмахнуться: расстройство сна, раздражительность, утомляемость – разве это повод в психи записываться? Столетиями жили без всяких психиатров – и неплохо получалось.
Такие скептики сильно ошибаются. Психотерапевт способен помочь своим пациентам не только избавиться от нервных заболеваний. Человек – сложная биосистема, и его мозг способен влиять на весь организм. Многие из нас бегают по различным специалистам и лечатся от десятков болезней, даже не подозревая, что лечить надо не тело, а психику. Речь идёт о вегетососудистой (или нейроциркулярной) дистонии – комплексе симптомов разнообразных заболеваний и расстройств. Однако эти проявления лишь имитируют симптоматику разных болезней – сердечно-сосудистой, дыхательной, мочеполовой системы, желудочно-кишечного тракта. Возможны повышенная температура, сильная головная боль, онемение, зуд, жжение в различных частях тела, у некоторых пациентов наблюдаются боли в различных участках тела.
Часто никому из страдальцев и в голову не приходит, что избавить их от мучений может вовсе не узкий специалист, а именно врач-психотерапевт. У меня самого было несколько знакомых, которые лечились по несколько лет то от простатита, то от хронического расстройства желудка, пока судьба не свела их с психотерапевтами. После цикла лечения с использованием психофармакологии (то есть специальных препаратов) всё как рукой сняло. Сейчас этот эффект принято называть психосоматикой (связь психического заболевания с телесным). Ну, как ни называй, а факт остаётся фактом: мы ещё катастрофически мало знаем о возможностях нашего мозга.
Но лечение у психотерапевта – совсем не то, что у психиатра. К нему наши люди попадают уже в крайне запущенном состоянии. Болезни у них – мама не горюй. Одно перечисление вызывает шок и трепет: маниакально-депрессивный психоз, шизофрения и бредовые расстройства, тяжёлые виды психопатии, психозы с галлюцинациями и голосами, которые управляют человеком, бред преследования, суицидальное поведение – это лишь незначительный перечень мрачных состояний пациентов психиатра. Мне нечасто приходилось сталкиваться с подобными людьми, но даже редкие встречи оставляли неизгладимое впечатление. Был у меня знакомый, которого преследовали голоса. Последствие белой горячки, или абстинентного синдрома. Он постоянно беседовал и спорил с ними – правда, где-нибудь уединяясь и лишь потом жалуясь, насколько это мучительно. Бедолага несколько раз ложился в психоневрологический диспансер, однако врачи помочь ему уже не могли – болезнь оказалась слишком запущена.
Но в любом случае такие болезни лечатся исключительно в амбулаторных условиях, в специализированных учреждениях с обученным персоналом, набором сильнодействующих средств (часто дорогостоящих, которые не по карману неработающему душевнобольному человеку). Это область деятельности психиатра, а не психотерапевта.
В общем, как писал Пушкин:
Не дай мне Бог сойти с ума,
Уж лучше посох и сума.
Терёшечку жалко
Однако, признавая важность проблемы психического здоровья, нельзя замыкаться только на чисто медицинской тематике. На человека куда больше действуют социальные, общественные факторы.
Когда мы говорим о том, что с визитом к психиатру у наших граждан связаны самые мрачные опасения, надо признаться: такие тревоги возникли не на пустом месте и имеют под собой достаточные основания. Во-первых, у многих сформировано устойчивое мнение о советской «карательной психиатрии», правопреемницей которой является российская. К сожалению, эта сфера медицины большей частью до сих пор закрыта для общественного контроля. Между тем, судя по многочисленным публикациям, в психиатрических больницах, психоневрологических лечебницах и интернатах, психиатрических отделениях медучреждений России до сих пор нарушаются права человека, с пациентами обращаются грубо и жестоко, особенно младший медицинский персонал. В эпоху интернета такую информацию скрыть невозможно. Этот карательный уклон заставляет и самих больных, и их родственников до последнего отказываться от медицинской помощи.
Теперь – о причинах стрессов, депрессий, психопатий и прочего. Оставим в стороне тяжёлую наследственность и родовые травмы, хотя они, конечно, влияют на негативную статистику психического здоровья. Однако главное кроется всё же в окружающей нас среде. Нервная напряжённость, социальная незащищённость, нестабильность жизни и множество других важных общественных проблем расшатывают нервную систему россиян, а многих неустойчивых сводят с ума. И тут не поможет никакой психиатр. Например, вы неплохо зарабатывали, взяли с семьёй ипотеку – и вдруг потеряли работу! К какому специалисту бежать, какими пилюлями лечиться? Многие подростки панически боятся окончания школы, не зная, как устроиться в жизни, ощущают себя полными лузерами, что зачастую приводит к истерикам, депрессиям, попыткам самоубийства… В общем, продолжать можно долго. В этом смысле надо признать: в Советском Союзе психика населения была намного более устойчивой.
Некоторые психиатры сетуют на то, что в нашем Отечестве недостаточно развиты продвинутые западные течения – психоанализ, бихевиоризм, гештальттерапия и так далее. Мол, отстаём от передовых стран – и вот вам результат. Ну, не знаю, не знаю… Как-то побывал я на международной конференции психоаналитиков, посвящённой памяти Сабины Шпильрейн. Она была ученицей родоначальника психоанализа Зигмунда Фрейда, а потом до своей трагической смерти жила в Ростове. И посчастливилось мне выслушать познавательный доклад «Психоанализ в русских сказках». В частности, разбирали сказку о Терёшечке, который забрался на берёзу, а Баба-яга подплыла к нему на челноке и хотела снять.
– Берёза, как легко понять, это символ фаллоса, – подметил лектор.
Мне это было понять нелегко, но я попытался это принять.
– И челнок – символ фаллоса, – продолжил упорный психоаналитик.
Тут дело дошло до лебедей, которые пролетали мимо и спасли Терёшечку от злобной Бабы.
– Простите, а лебеди – символ чего? – робко поинтересовался я.
– Вы издеваетесь?! – возмутился докладчик. – Разве не очевидно?!
Мне стало страшно…
Так что порою психическое здоровье надо беречь и от самих психиатров. Это не грех помнить и в их профессиональный праздник.