Севастопольцы стали принципиальней при устройстве на работу
43% опрошенных согласны работать только «по-белому». На зарплату «в конверте» в Севастополе чаще готовы мужчины — 42% против 28% женщин.
Без паники
37% и 39% — разница на первый взгляд небольшая, но статистически значимая, тем более всего за три месяца и на фоне тревожных прогнозов последних недель. Агентство трактует её как признак устойчивой обстановки в регионе.
«Готовность соискателей устроиться на работу с зарплатой „в конверте” — косвенный показатель турбулентности в экономике и на рынке труда в стране в целом. В этом смысле сегодня ситуация достаточно стабильна и паники нет», — говорится в исследовании.
Растущая принципиальность севастопольцев в вопросе трудоустройства на фоне обещанных экспертами катаклизмов имеет под собой вполне понятную подоплёку, говорит глава Союза профсоюзов Севастополя Вадим Богачёв: в таких условиях люди будут стараться искать те места, где они будут более или менее спокойны за своё будущее.
«Когда на рынке труда количество вакансий, пусть и не всегда привлекательных, достаточно велико, это даёт возможность человеку не оформляться официально и рассчитывать, что в случае чего он может найти работу ещё где-то. А сейчас влияют миграционные процессы, и человек сильнее заинтересован, чтобы работодатель не мог просто взять и выбросить его на улицу. Когда сложнее и с самóй работой, и в случае её потери, человек сильнее задумывается», — говорит он.
Вынужденные переселенцы из Донбасса усилят конкуренцию, но не в той степени, чтобы это стало угрозой для местных жителей, отмечает Вадим Богачёв.
«Наш рынок труда ещё имеет определённые возможности, чтобы адаптировать людей, которые приезжают к нам из пострадавших регионов. Ну и все мы прекрасно понимаем, что в этой ситуации по-другому быть не может. Этим людям надо где-то работать», — говорит он.
Массовые сокращения, невыплата или задержка зарплаты — причин для возвращения в Севастополе этих ещё не забытых явлений нет, считает Вадим Богачёв. По вполне очевидным причинам жителям Крыма не страшен уход западных сетей и производств.
«И мы, и наша экономика к этому уже приспособились. К тому же подавляющее число людей занято в сферах, где заработная плата зависит от государства, а оно, я уверен, будет выполнять все свои обязательства», — говорит он.
Предприятия, так или иначе завязанные на рушащиеся логистические цепочки, в Севастополе есть, но меры, которые принимаются в целом по стране и на уровне города, позволят без затяжек решить возникающие проблемы, уверен Вадим Богачёв.
«Ужаса никакого нет, всё будет нормально, а у людей появится возможность что-то сделать в предпринимательстве. Кроме того, Правительство РФ планирует регулярно пересматривать минимальный размер оплаты труда. Профсоюзы вышли с инициативой делать это ежеквартально. Так что сегодня оснований для мрачных прогнозов я не вижу», — заключает он.
Черное и белое
Что касается проблемы официального трудоустройства, она актуальна не только при поиске новой работы, но и при легализации на имеющейся, обращает внимание Вадим Богачёв. Люди всё меньше готовы работать без учёта стажа, без соцпакета, без возможности оформить нужный кредит (справки о зарплате никто не даст!), да ещё и с риском в любой момент потерять работу.
Не нужно ждать, когда ввести всё в рамки закона решит работодатель, — можно инициировать процесс самому. И по этому пути люди идут всё чаще, говорит глава севастопольских профсоюзов. Если взвесить риск разговора с шефом и риск остаться вообще без работы, второй всё чаще перевешивает. И решимость заявить о своих правах — оправдывается.
«Когда работник инициирует оформление трудовых отношений, работодатель часто не готов идти на конфликт, иначе работники будут уходить туда, где будут более-менее спокойны за своё будущее. Многие работодатели уже задумываются об этом», — говорит Вадим Богачёв.
Не стоит сбрасывать со счетов и репутацию, о которой стоит заботиться предпринимателю. Но даже если он безразличен и к ней, и к текучке в коллективе, всё равно остается риск быть оштрафованным, а то и привлечённым к ответственности за нелегальное трудоустройство. Все эти факторы по отдельности и в сумме — в пользу работника, который само начинает разговор об официальном трудоустройстве.
Если же разговор получился не таким, как хотелось, — существует правовой механизм, который позволяет признать, что трудовые отношения есть (или были). Сам факт того, что одно физическое лицо в интересах другого, юридического или физического, выполняет определённые виды работ, уже говорит о том, что это трудовые отношения. Доказательствами могут быть, например, аудиозаписи или перечень задач от работодателя.
Куда идти с этими доказательствами? В инспекцию по труду, в прокуратуру, можно напрямую в суд, говорит Вадим Богачёв. В Севастополе есть межведомственная комиссия по легализации трудовых отношений. Можно обратиться за помощью и к профсоюзам. Сейчас практически все члены профсоюзов в Севастополе — легальные работники, но вступление открыто и работникам «серой зоны».
Считаем «конверты»
И в завершение — результаты опроса ForPost в нашей группе соцсети «ВКонтакте». Конечно, его результаты не слишком релевантны, но всё же интересны.
Мы спросили наших читателей, как они поступят, если им придётся искать работу прямо сейчас.
Более трети людей — 37% — категорически не согласны на неофициальное трудоустройство. Это меньше, чем 43% у SuperJob, но если к ним добавить 19% тех, кто готов на несколько месяцев зарплаты в конверте, пока ищет работу надёжней, то можно говорить о том, что более половины горожан — 56% — требуют оформления, если рассматривают рабочее место как постоянное, а не «пока перебиться».
44% готовы работать неофициально, но только одна половина сделает это вынужденно, а вот второй в принципе безразлично, есть оформление или нет.
Ещё о труде и зарплате — Как севастопольцы совмещают работу с подработкой.
Кто эти 23%, что так уверены в своём настоящем и будущем, гадать не станем. Но и следовать их примеру при трудоустройстве не посоветуем.
Саша Ахтемко