Что думают в Севастополе о переквалификации историка в радиотехника
Большой материал о том, как оценивают в Севастополе возможный отказ от Болонской системы образования, был опубликован на нашем портале 9 июня. Один из экспертов – проректор СевГУ Максим Евстигнеев – при этом высказал мнение, что отказ России от двухуровневой системы чреват потерей ее образовательных связей не только с западным миром, но и со странами «дружественного пояса» - от Китая и Индии до Белоруссии. К тому же процесс этот будет очень трудным и мучительным, поскольку двухуровневая система укоренилась в России очень глубоко.
Ректор вуза Владимир Нечаев заверяет: выход из Болонской системы не означает автоматического отказа от системы бакалавриата и магистратуры, а те меры, которые планируется предпринять, только укрепят российское высшее образование. Сейчас, подчеркивает он, Россия делает решительный шаг к выстраиванию такой системы, которая будет соответствовать национальным интересам и станет точкой притяжения для других стран.
«Болонская система не сводится к магистратуре и бакалавриату. Это традиционные формы высшего образования, которые существовали еще в императорской России и сейчас существуют в странах, не входящих в нее. Болонская декларация была подписана европейскими странами в 1997 году для образования единого рынка труда и образования. Россия присоединилась к ней, потому собиралась гармонизировать свою образовательную систему с образовательной системой Европы. Это было частью движения на Запад. Сегодня на фоне происходящих геополитических изменений совершенно очевидно, что этот курс оказался несостоятельным: глобальный Запад Россию как полноправного партнера не принял, единого рынка образования и труда так и не сложилось», – цитирует ректора пресс-служба СевГУ.
В свое время советская система образования была одной из лучших в мире, но войти в одну реку дважды невозможно, напоминает Нечаев. Та система была создана для советской плановой экономики, и встроить ее в современные реалии не получится. Зато нужно постараться соединить то лучшее, что в ней было, с опытом, накопленным за последние 20 лет.
«Болонская система оказалась неподходящей для подготовки выпускников под конкретную специальность с высоким объемом требований. Это очень важно для областей, где на первом месте стоят безопасность, качество. Например, в медицине, в инженерном деле (атомная энергетика вся на специалитете), в транспортных специальностях, в архитектуре. Сейчас принято решение расширить сферу специалитета в инженерных направлениях с учетом задач импортозамещения и реиндустриализации экономики», – рассказал ректор.
Возрождение технологического суверенитета страны, добавляет он, потребует большого количества специалистов с инженерным образованием. Похожие задачи СССР решал в 30-е годы прошлого века. Поэтому вопрос о качестве образования стоит особенно остро.
«Из опыта последних 20 лет я взял бы наработки по практическим прикладным навыкам. Сегодня очень быстро происходят технологические изменения, и человек должен оперативно перестраиваться, быть гибким и адаптивным, уметь осваивать новое оборудование», – говорит Владимир Нечаев.
Есть, считает он, и другие причины, по которым отказываться от магистратуры и бакалавриата не стоит.
«Это связано и с задачами экспорта образования, потому что мировая система в основном работает в системе бакалавр – магистр – доктор, – поясняет ректор. – Если РФ хочет привлекать значительное количество студентов из дальнего зарубежья, то должны сохраняться стандарты, понятные за рубежом. Это будет проявлением мягкой силы нашей страны».
А вот сузить возможность поступать в магистратуру, никак не связанную с предыдущим образованием бакалавра, по его мнению, необходимо. Вряд ли можно ожидать, что выбравший магистратуру по радиотехнике историк сможет стать полноценным специалистом. Об этом же в материале, опубликованном 9 июня, говорили и другие эксперты.
Ольга Смирнова