Какие реальные события легли в основу советского детектива «ТАСС уполномочен заявить»
Этот фильм, по версии американских кинокритиков, и поныне входит в сотню самых популярных мировых сериалов, посвящённых шпионажу. Речь идёт о советском многосерийном фильме «ТАСС уполномочен заявить…», который вышел на телеэкраны в 80-ые годы. Успех у этой 10-серийной картины действительно был фантастический – буквально вся наша страна с нетерпением ждала очередной серии о противостоянии советских и американских спецслужб… По сюжету, советская контрразведка узнаёт о наличии в Советском Союзе шпиона, имеющего агентурный псевдоним Трианон и у которого явно был доступ к высшим государственным секретам – особенно к советским поставкам в одну из стран Африканского континента, где США активно готовят военный переворот. Собственно, непростому розыску этого шпиона и посвящён этот фильм. В конце концов, проведя тщательную фильтрацию нескольких подозреваемых лиц, контрразведка выходит на некоего Сергея Дубова, сотрудника МИДа — он-то и оказался агентом Трианоном (его блестяще сыграл актёр Борис Клюев).
Во время ареста Дубов покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу яда. Однако в КГБ не растерялись, подготовили двойника, который спровоцировал сотрудника ЦРУ из американского посольства выйти с агентом на тайниковую связь в Москве. В результате цэрэушник был задержан с поличным, что дало повод для советских властей поднять международный скандал. Чтобы его загасить, власти США вынуждены отказаться от военного переворота в Африке… Загадка с несколькими неизвестными
Одно время считалось, что и сам фильм, и одноимённый роман знаменитого писателя Юлиана Семёнова, по которому был снят сериал, являлись полной выдумкой. Однако в основе этой детективной истории лежали вполне реальные события, происходившие в конце 70-ых годов… Как пишет в своих воспоминаниях их участник, бывший сотрудник КГБ Вячеслав Кеворков (в фильме полковник Виталий Славин – актёр Юрий Соломин):
«Дело «Трианон» началось с очень скупой разведывательной информации, согласно которой американская разведка провела вербовку советского дипломата в Колумбии. Но все попытки уточнить ранг, должность или хотя бы возраст этого дипломата оказались безрезультатными».
Сегодня можно назвать имя этого источника. Речь идёт о чехе Кареле Кёхере, кадровом разведчике-нелегале, сотруднике Первого Главка КГБ СССР (внешняя разведка), которому удалось внедриться в Центральное Разведывательное Управление США. Однажды цэрэушное начальство приказало ему провести тщательный психологический анализ целого ряда сотрудников советского посольства в столице Колумбии Боготе. Стало ясно — ЦРУ готовится к вербовке (или уже завербовало) кого-то из этих сотрудников, о чём Карел и сообщил срочно в Москву.
Ознакомившись с возможным списком кандидатов в шпионы, начальник розыскной группы КГБ Виталий Бояров (в фильме генерал Константин Константинов — актёр Вячеслав Тихонов) сказал со вздохом: «ну что ж, будем искать иголку в стоге сена». И началась тщательная проверка всех, кто за последние несколько лет побывал Колумбии по линии Министерства иностранных дел. Работа оказалась непростой.
Как позже вспоминал участник розыска, сотрудник КГБ Игорь Перетрухин, появился даже ложный след. Один из подозреваемых чётко, в одно и тоже обеденное время ходил в пельменную, расположенную в нескольких автобусных остановках от здания МИДа, хотя рядом было несколько кафе, где можно было спокойно перекусить, далеко при этом не отлучаясь. Может, он ходил на контакт со связником из ЦРУ? Но после проверки оказалось, что подозреваемый просто был тихим алкоголиком, который, дабы лишний раз не светиться, конспиративно уходил «принять» свой ежедневный стакан водки подальше от службы. Это забавный эпизод, кстати, вошёл в сериал…
Однако в конце концов круг подозреваемых сузился и самым вероятным кандидатом в шпионы оказался бывший второй секретарь советского посольства в Боготе Александр Дмитриевич Огородник… «Он был чрезмерно амбициозен»
Огородник родился в 1939 году в Севастополе, учился в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО), потом – в аспирантуре, стал кандидатом экономических наук. Его приняли на работу в МИД, и однажды назначили на должность второго секретаря посольства в Колумбии, где он проработал с 1971 по 1974 годы… Вот как Огородника характеризовал чекист Виталий Бояров: «Он был чрезмерно амбициозен. Позёр. Очень жадный и мелочный – это отмечали многие знакомые. Но в то же время нравился женщинам – сказывались занятия спортом, интересная внешность…».
И действительно, в Колумбии обаятельный второй секретарь без устали крутил романы с жёнами дипломатов. Одна из них, супруга сотрудника торгпредства Ольга Серова даже развелась с мужем и стала невестой Огородника. Однако вовсе не эти обстоятельства заинтересовали чекистов. Из воспоминаний Вячеслава Кеворкова:
«По возвращении из Колумбии в Москву Огороднику было предложено достаточно солидное место в Институте Латинской Америки Академии наук с немалым по тем временам окладом – 350 рублей. Но он предложение отверг и приложил максимум усилий, чтобы остаться в МИДе, где оклад почти вполовину меньше. А ведь у Огородника была репутация скряги».
Работать Огородник пристроился в Управление Внешнеполитических мероприятий МИДа, и, как оказалось, далеко не случайно: именно здесь сосредоточивались годовые отчёты послов, всевозможные аналитические материалы, планы по проведению международных встреч и варианты итоговых протоколов и т.д.. Словом, здесь было буквально всё, что представляло огромный интерес для спецслужб США!
Кроме того, чекисты обратили внимание на то, что возвращение Огородника из-за рубежа совпало с появлением в радиоэфире нового канала шифрованных передач, которые велись на Москву из американского разведывательного центра в немецком Франкфурте. Передачи начинались с позывных «Трианон, Трианон», после чего следовал зашифрованный набор цифр. Примечательно, что во время этих передач Огородник, имевший мощный радиоприёмник, всегда оставался дома. Кроме того, служба наружного наблюдения КГБ сообщала, что Огородник при передвижениях по Москве постоянно проверяется, нет ли за ним слежки…
А потом стало известно об очень странной смерти невесты Огородника, Ольги Серовой. Молодая женщина неожиданно простудилась, возник ураганный отёк лёгких, после чего она умерла. Огородник во время похорон старательно изображал большое личное горе и даже одел покойной на палец обручальное кольцо. Но не прошло и пары месяцев, как «опечаленный жених» закрутил роман с новой подругой.
Когда в КГБ поинтересовались причинами смерти Серовой, то оказалось, что вскрытия умершей не проводилось – на этом настоял отец Ольги, известный в Москве врач-терапевт. А толкнул отца на этот поступок Александр Огородник, уверивший его, что Ольга якобы была беременной и потому вскрытия по этическим соображениям делать не стоит… В постели с врагом
Только много позже выяснятся обстоятельства вербовки Огородника в Колумбии, где ЦРУ, как и в любой другой латиноамериканской стране, традиционно имело очень сильные влияние. Американцы быстро обратили внимание на любвеобильного второго секретаря советского посольства. И однажды к Огороднику ловко подвели якобы сотрудницу местного Колумбийского университета по имени Пилар Суарес, бывшую на самом деле штатным агентом ЦРУ. Огородник не устоял и оказался с колумбийкой в одной постели.
Его любовные утехи были засняты на кинокамеру, после чего американцы предъявили плёнку самому Огороднику с предложением вербовки. Они не ошиблись — испугавшись возможного скандала, который мог закончится крахом всей карьеры, тот дал своё согласие. В ЦРУ Огороднику присвоили позывной «Трианон», после чего обучили его основам шпионской работы – как читать и писать шифровки, как пользоваться шпионской фотоаппаратом, как обнаружить за собой возможную слежку и т.д. И он действительно постарался для своих хозяев!
Ему, например, удалось сфотографировать и отправить в ЦРУ копию совершенно секретного советского документа «О состоянии и перспективах советско-китайских отношений». Тогдашний государственный секретарь США Генри Киссинджер оценил эту информацию, «как самую важную разведывательную информацию, которую он когда-либо читал, будучи главой госдепартамента». Передавал он американцам и другие важные государственные документы…
Надо сказать, что его невеста Ольга Серова оказалась женщиной проницательной. Уже в Москве она обратила внимание на некоторые моменты странного поведения Огородника – излишняя подозрительность, повышенная нервозность, стремление быть дома у радиоприёмника в определённые часы. И она прямо высказала «жениху» свои подозрения. Реакция Огородника была мгновенной — он обратил подозрения в шутку, а потом незаметно подсыпал «невесте» сильнодействующий яд, присланный американцами. Это яд и убил Ольгу под видом лёгочного осложнения…
К 1977 году в КГБ были собраны веские доказательства шпионской деятельности Трианона – зафиксирована «тайниковая встреча» с людьми из американского посольства, в его квартире провели негласный обыск, в ходе которого обнаружили специальные инструкции от ЦРУ и шифровальные блокноты для чтения переданных по радио сообщений. В общем, вечером 21 июня 1977 года Огородник был арестован у входа в собственную квартиру. Увы, контрразведчики при этом допустили роковой просчёт.
Во время официального обыска квартиры Огородник сказал следователям, что готов признать свою вину. Он сел за стол, взял лист чистой бумаги и своей ручкой начал писать: «В Комитет Государственной Безопасности СССР. Объяснение. Я, Огородник Александр Дмитриевич, признаю…» Закончив лишь первую строчку, он что-то сделал с авторучкой и что-то проглотил — а потом захрипел и стал сползать со стула. Срочно вызвали «скорую», но все попытки спасти его не увенчались успехом – агент Трианон отравил себя тем самым ядом, которым ранее устранил Ольгу Серову и который был спрятан в ручке…
Однако в КГБ решили не посыпать себе голову пеплом за случившийся провал – операцию продолжили. Одного из сотрудников КГБ загримировали под покойного Огородника. Он-то и вышел на контрольную встречу с цэрэушниками — на одной из условленных московских улиц двойник встал рядом с «Волгой» Огородника, мимо проехала посольская машина, в которой убедились, что с Трианоном всё в порядке. И в ЦРУ назначили очередную «тайниковую операцию».
Она прошла в ночь на 15 июля 1977 года на Краснолужском мосту в районе Новодевичьего монастыря. Шпионскую закладку в виде обычного камня, куда были вложены новые инструкции и деньги для Трианона, принесла сотрудница ЦРУ Марта Петерсон. Тут её и повязали. Во время задержания она яростно отбивалась и даже ругалась русским матом, но это ей не помогло — улик при ней имелось предостаточно. Так что американцы были вынуждены признать свою шпионскую деятельность. Марту Петерсон выслали из нашей страны, а на острожный вопрос американцев о судьбе агента Трианон им ответили: «Этот человек уже в прошлом». В ЦРУ всё поняли и больше ни о чём не спрашивали…
… Когда сериал «ТАСС уполномочен заявить» вышел на экраны, на исполнителя роли Трианона Бориса Клюева обрушилась огромная известность. И не только в нашей стране. Однажды Клюев побывал в США. Каково же было его удивление, когда в Нью-Йорке его узнал уличный торговец фотографиями. Тот, вытаращив глаза, воскликнул: «Да вы же агент Трианон!». «Вот тогда понял, что значит популярность!» – со смехом вспоминал актёр…