Севастопольский пляж «Хрустальный» оказался не так страшен, как его малюют
По пунктам
В письме, к которому приложено шесть страниц с подписями 115 горожан, утверждается, что состояние пляжа трудно назвать благополучным.
«По состоянию на 15 июля 2023 года туалеты закрыты, отдыхающие вынуждены использовать под туалет кабинки для переодевания. Буйков нет, спасательных шлюпок нет, медпункта оказания первой помощи нет, информации о местонахождении администрации пляжа нет, лавочек для людей пожилого возраста нет, — перечисляет автор обращения. — Отдыхающие вместо лавочек используют бетонные ступени и бетонные сооружения. На завезённой грязной строительной гальке никто не лежит, так как она не соответствует никаким санитарным нормам и имеет неприятный запах, тогда как только гости отеля пользуются услугами бассейна, построенного для всех отдыхающих в рамках благоустройства пляжа».
О бассейне на «Хрустальном» ForPost рассказывал неоднократно, и его будущее — отдельный вопрос. Во время выездного заседания он также поднимался, но об этом чуть позже. Остальные изложенные в письме претензии депутаты разобрали по пунктам, с письмом в руках. Однако в итоге всё оказалось не так страшно — возможно, перемены к лучшему произошли за последние полмесяца, но они явно произошли.
«Вот нам пишут: были демонтированы две лестницы для спуска в воду. Почему?» — спрашивает председатель комитета Вячеслав Горелов.
От себя добавим: эта жалоба была связана и с тем, что одна из исчезнувших лестниц находилась рядом с кабинкой для переодевания, что, конечно, было удобно и экономило время купальщиков, забежавших на пляж до или после рабочего дня.
Представитель компании-оператора Игорь Любченко рассказывает: лестницы были отломаны волнами в зимний период, причём одну из них пришлось доставать водолазам. Сейчас спусков 10, и этого вполне достаточно, тем более что в следующем сезоне все лесенки заменят: купающиеся, среди которых много пожилых людей, просят поменять металлические круглые ступени на плоские.
Примерно то же и со спасательными вышками: сейчас их две, что вполне соответствует существующим нормам. Третью, сгнившую, действительно демонтировали.
«Но на ней никогда не было спасателей, — утверждает представитель оператора. — По техзаданию у нас две вышки, и две вышки на пляже стоят. В начале сезона действительно не было части оборудования — концов Александрова, спасательных кругов. Сейчас всё необходимое есть».
Есть на пляже и две спасательные шлюпки. Хотя их приходится держать под присмотром.
«Были случаи, когда нетрезвые жители и гости города бежали со шлюпкой по всей набережной, — рассказывает Любченко.
Кто-то добавляет: на Солдатском пляже любители развлечений однажды ночью вообще ушли на такой шлюпке в море.
«Гребли они сланцами, — рассказывает мужчина. — Мы тогда удивились, как хорошо военные работают — очень быстро их задержали».
Придирчиво пересчитали проверяющие и туалеты — их на пляже пять.
Портят вид пляжа неровности и выбоины на плитке.
«С 25 августа, как я докладывал на архсовете, мы начинаем закрывать это всё террасной доской. И кабель, и все эти выбоины закроются — и всё будет красиво. А оставил нам все эти проёмы, дырки предыдущий оператор пляжа», — отвечает на этот вопрос Игорь Любченко.
Опроверг представитель оператора и утверждения о том, что всю гальку смыло в море недавним штормом.
Её немного посбивало к стенке, поэтому мы её разровняли, но ни одного килограмма гальки мы не потеряли», — утверждает он.
С бассейном нужно решать
Примерно в середине разговора выясняется, что жалобы есть не только у посетителей пляжа.
«Вы же понимаете — мы коммерсанты. На конкурсе мы были единственными участниками, очереди за нами нет. Мы единственные содержим этот пляж. При этом уборка территории силами двух человек — 90 тысяч. Работают они с 7:30 до 20 часов. Спасатели — 2,5 тысячи в день, плюс старший 3 тысячи. Работают 7 человек, в месяц это 600 тысяч. Вода, которую мы подаём на душевые, — за июнь 73 тысячи, за июль — 181 тысяча. Итого почти миллион. 325 тонн гальки завезли — это я даже не считаю», — перечисляет Любченко.
Кто-то интересуется, откуда галька. Оказывается, из Сак.
«У нашего партнёра в Саках свой карьер, он возит гальку и в „Мрию”, — добавляет представитель оператора. — Но это я не считаю. В туалетах, бывает, вырывают краны, и по понедельникам мы всё это восстанавливаем. На следующий год установим антивандальные — уже спроектировали и душевые, и туалеты. Делать их будут те же ребята, что делали и в парке Победы. А в этом году мы уже потратили на пляж порядка 3 миллионов. При этом прихода у нас ноль».
Ещё почти 90 тысяч, по его словам, пришлось заплатить за анализ воды, который не сделан до сих пор.
«Мы за свой счёт брали пробы воды и везли их в Симферополь, прошёл почти месяц — результата нет. И это не у одних нас — таких пляжей несколько по городу», — рассказывает Любченко.
Чтобы хотя бы частично возместить затраты, недавно на пляже всё же установили два небольших кафе. Но за расположение здесь НТО придётся платить опять-таки оператору, а сдать их в аренду, уверяет представитель оператора, сегодня проблематично. Бесплатно, утверждает он, работает в этом году и открытая веранда, находящаяся на земле пляжа в соответствии со схемой расположения НТО.
Обсудили и злополучный бассейн. Построен он был, говорит Любченко, в рамках инвестсоглашения с предыдущим оператором пляжа, который затем от работы на «Хрустальном» отказался.
«Он находится на нашей территории, но какой у него правовой статус, я сказать не могу, — отвечает представитель оператора на вопрос Михаила Чалого. — Знаю только, что обслуживание бассейна ежемесячно стоит для собственника отеля более 300 тысяч. А отбить 300 тысяч на отеле сейчас невозможно, это простая математика. Наполняемость отелей около 20%, это не закрытая информация».
«Это средняя наполняемость всех отелей в Крыму и Севастополе, — замечает на это Михаил Чалый. — А наполняемость конкретно этого отеля вы знаете?»
«Знаю — из 36 номеров занято 10–12», — отвечает Любченко.
Напрашивается вопрос — зачем многострадальному владельцу отеля так мучиться, не проще ли передать бассейн городу, тем более что такую возможность ещё в марте обрисовал и.о. замгубернатора Евгений Горлов? Но этот вопрос, конечно, отнюдь не в компетенции представителя оператора пляжа.
«Приходите чаще»
Ещё один серьёзный вопрос — заезд на территорию пляжа автотранспорта. Правом проезда пользуются собственники помещений в расположенных рядом зданиях и машины, подвозящие продукты в кафе и магазинчики. Изрядное число автомобилей припарковано у здания Севастопольской телерадиокомпании.
«У нас есть заявки от собственников помещений, которые находятся в ГБУ „Парки и скверы”, и по определённому списку автомобили сюда проезжают. Мы просили отдать этот вопрос нам как оператору пляжа, тогда мы бы установили шлагбаум, как перед супермаркетами: 15 минут, допустим, бесплатно, за остальное нужно платить. Но нам отказали», — рассказывает Игорь Любченко.
При этом отвечать, если что-то случится, всё равно придется оператору пляжа — предсказывает Вячеслав Горелов. Необходимость продумать вопрос о проезде транспорта становится первым пунктом резолюции, одобренной членами комитета. Второй пункт — о необходимости прояснить, наконец, правовой статус находящегося на городской земле бассейна. Плюс несколько замечаний конкретно к обустройству пляжа. В том числе — по оборудованию удобного спуска для пожилых людей.
«В целом впечатление положительное — как мне показалось, на пляже многое сделано. Не могу сказать, что он в безобразном состоянии. Но транспорт и неясность правового статуса бассейна, который „живёт” на городской территории, вызывают недоумение», — констатирует Вячеслав Горелов.
«Мы видим свои недочёты, я честно говорю. И по возможности всё делаем. Приходите к нам чаще — иногда, сами знаете, глаза замыливаются», — отвечает на это представитель оператора.
Прозвучало во время выездного заседания и несколько серьёзных вопросов к разработанному оператором проекту благоустройства пляжа, который был недавно представлен на заседании архитектурно-художественного совета. Проект, напомним, был возвращён на доработку. Как он изменится к следующему рассмотрению, мы обязательно расскажем нашим читателям.
Ольга Смирнова