Погулять в лесу по пропуску: зачем ввели платный вход в заповедники Крыма?
Заместитель директора «Заповедного Крыма» Александр Чернышов в комментарии «Крым 24» заявил, что вырученные деньги будут вкладывать в благоустройство заповедных территорий, и что эта практика соответствует российскому законодательству.
Учреждение «Заповедный Крым» работает на полуострове с 2019 года и управляет заповедниками «Казантипский», «Лебяжьи острова», «Опукский» и «Ялтинский горно-лесной», а также заказниками «Каркинитский» и «Малое филлофорное поле». Украина не признает юрисдикции российских организаций над этими территориями. О нововведениях в крымских заповедниках шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.
Пропуск в заповедник и крымчане, и приезжие могут оформить на сайте «Заповедного Крыма»: в заявке нужно указать запланированную дату посещения, заповедник и маршрут. Как сообщается на сайте, чтобы подтвердить регистрацию в Крыму, необходимо загрузить скан-копию паспорта. После заполнения заявки на указанную электронную почту в течение дня должен прийти ответ. Разрешение нужно распечатать и иметь при себе при посещении заповедника. Если пропуска у посетителя не окажется, или же он отклонится от маршрута – последует штраф.
Журналист из Ялты Сергей Сардыко высказал Крым.Реалии мнение, что нововведение оправдано, хотя работает ли оно на практике – сказать затруднился.
– Наверное, так и должно быть в цивилизованном обществе. Действует законодательство, которое не предусматривает свободного прохода людей в заповедники. Конечно, психологически многим может быть сложно брать какую-то бумажку, поэтому процедуры надо максимально упрощать. Платный вход в заповедники – это нормально, тем более что это всего лишь 150 рублей. Сейчас в Москве метро стоит 60 рублей! Если будет известно, кто куда и по какой тропе идет, то это только на пользу, тем более что для гостей наверняка обустроят цивилизованные стоянки, чтобы они не ходили по грязи. Больше урн поставят. После лесных пожаров надо высаживать молодняк – словом, эти деньги пригодятся. Посмотрим, что выйдет. Несмотря на то, что чиновники уже отрапортовали, насколько я понимаю, система как таковая еще не отработана. Попробую сделать пропуск и обязательно сообщу о своем опыте.
В сентябре 2020 года экс-депутат российского горсовета Алушты Павел Степанченко в эфире Радио Крым.Реалии указал на то, что в Крыму уже на тот момент было достаточно закрытых территорий, куда пускали только за деньги:
«На Южном берегу Крыма, под Алуштой есть поселок Партенит. Вход в парк «Айвазовское» две недели назад стоил 1200 рублей, причем и для местных, и для приезжих. Люди взбунтовались – понизили до 800 рублей. Самое интересное, что в 2014 году в то же «Айвазовское» приехала «самооборона», снесла все заборы и сказала, что отныне проход сюда свободный. Не прошло нескольких лет – все вернулось на круги своя. Второе место для отдыха в Партените – санаторий «Крым», и тут тоже платный вход. В поселке Утес есть мыс Плака, посещение которого формально бесплатное, но чтобы к нему добраться, надо пройти через частную территорию санатория «Утес» и заплатить. Лично я проживаю на территории Ялтинского заповедника – и что же, мои друзья и знакомые, чтобы проехать ко мне в гости, будут платить? Так что тут есть много вопросов».
Российский эколог Евгений Витишко утверждает, что в соседнем Краснодарском крае России пропускной режим с платным входом пошел заповедникам на пользу.
– Кавказский биосферный заповедник уже больше десяти лет работает по этому принципу: необходимо заранее заказывать и оплачивать пропуск. Сейчас егеря в пропускных пунктах выдают квитанции, хотя раньше отчетность была не очень строгой, и не всегда деньги доходили до бюджета. Возможно, сейчас и в Крыму возникнет такая мелкая коррупционная составляющая. Тем не менее, вырученные деньги по целевому назначению шли и на корм животным, и на техническое обеспечение заповедника. Другое дело, что их недостаточно, так что необходимо дополнительное финансирование. Я вообще сторонник абсолютной заповедности, ведь не секрет, что на особо охраняемых природных территориях происходит много пожаров по вине посетителей. Словом, я вижу положительную тенденцию в том, что вход в заповедники контролируется.
Крымский эколог Маргарита Литвиненко видит в крымском нововведении стремление коммерциализировать заповедники и считает само введение платы за перемещение по природным уголкам Крыма незаконным.
– Таким образом власти стремятся извлечь выгоду из природных ресурсов Крыма. Сначала статус заповедников понизили до национальных парков, чтобы отрезать часть территорий под освоение. Так произошло в «Крымском природном заповеднике», где площадь участков хозяйственного назначения выросла в два с половиной раза: это стоянки, дороги, зоны для корпоративов – и все это в заповеднике! Вторым шагом стала коммерциализация, то есть введение платы за вход. Лучше от нее, скорее всего, не станет, а пользы заповедникам от нее не будет однозначно. Сам «Заповедный Крым» – довольно мутное учреждение. На сайте есть информация о стоимости услуг, но невозможно найти устав и прочитать, на что именно пойдут вырученные средства. Указана лишь охрана заповедника и создание инфраструктуры. Охрана и так оплачивалась из казны, а последнее – непонятно о чем речь.
Между тем в комитете по экологии подконтрольного России парламента Крыма анонсировали создание в 2021 году четырех новых особо охраняемых природных территорий. Что это будут за заповедники, в комитете не уточнили.
(Текст подготовил Владислав Ленцев)