Главные новости Аргуна
Аргун
Январь
2025
1
2
3
4
5
6
7
8
9 10
11
12
13
14 15 16
17
18
19
20 21 22 23 24
25
26
27
28
29
30
31

"Обдираловка на непонятных условиях". Почему при высокой безработице власти Чечни жалуются на нехватку рук

0
Безработица в Чечне часто становится предметом обсуждения на совещаниях в правительстве – снизить показатель почти в два раза Рамзан Кадыров обещал во время визита президента Владимира Путина в августе. О достижении этой цели исправно отчитались по итогам года, однако уже с началом нового глава республики вновь обрушился на жителей с упреками о "нежелании работать". Реальные причины высокой безработицы – в отсутствии крупных предприятий, низких зарплатах, резервировании хороших вакансий "под своих" и стремлении властей поглощать частные рынки, отмечают местные жители в разговорах с сайтом Кавказ.Реалии.


Выступая на открытии дорожной развязки на пересечении проспекта Путина и улицы Назарбаева 1 января, Кадыров обвинил жителей республики в том, что они не хотят работать. Он объявил, что в проекте – строительство новой развилки, нескольких медресе и школы хафизов, однако в республике нет желающих работать на стройках: "Мы не можем найти людей, чтобы там клали кирпич. Если найдешь, просят завышенную зарплату. Даже у сотрудников, которые рискуют жизнью, зарплата 30–40 тысяч".


Причиной того, что люди не хотят работать на государственных стройках, собеседник редакции Заурбек называет низкие зарплаты, "обдираловку" из-за непонятных отчислений и недоверие к работодателю. Он занимается частными строительными работами. Для госсектора зарплаты, о которых рассказывает глава республики, – в 40–50 или даже в 80 тысяч рублей – кажутся фантастикой, отмечает он:


"Конечно, за копейки на стройке никто работать не будет. Большие строительные фирмы – а мы знаем, кому они принадлежат, – сами привозят и нанимают мигрантов. Выгоднее платить им в два раза меньше. Например, если за квадратный метр плитки я прошу от 1 тысячи рублей и выше в зависимости от сложности, то рабочий из Таджикистана делает эту работу в два раза дешевле. Естественно, заказчик берет того, кто делает дешевле. Для рабочего из Таджикистана 500–600 рублей – это нормально, это деньги у них там дома. Здесь семью на эти деньги не прокормить".




По данным министерства труда Чечни на октябрь 2024 года, работодатели в центрах занятости населения сообщили о наличии 2035 вакансий. На каждое вакантное место приходится 19 человек. Наибольшая потребность в кадрах наблюдается в сферах образования и науки (27,9% от общего числа вакансий), здравоохранения (19,4%) и сельского хозяйства (8,5%). Ниже она на низкоквалифицированных работах, к которым относится и постоянно упоминаемая властями сфера строительства (6,7% от всех объявленных вакансий), а также в сферах искусства, культуры и развлечений (5,9%) и транспорта (4,4%).


По словам жительницы Грозного Сациты, устроиться по таким вакансиям практически невозможно. Хорошие вакансии, даже если они есть, работодатели "припасают для своих", отмечает она.


"Я окончила юридический факультет и поначалу, как и все после университета, искала работу хотя бы помощником нотариуса. Но там ставка за место была высока, а зарплата по факту низкая. Долго сидела без работы, но меня подруга уговорила заняться торговлей, она сама много лет в этой сфере. В итоге я, юрист по образованию, открыла маленький магазинчик одежды. Привожу товар из Баку или Пятигорска и перепродаю. Для меня это стало спасательной шлюпкой", – рассказывает она.


"Частников власти прибирают к рукам"

В августе во время визита Путина в Чечню глава республики отчитался, что к концу года уровень безработицы будет снижен с 8% до 5%. Не дожидаясь даже окончания года, на расширенном заседании правительства премьер-министр республики Магомед Даудов объявил, что планы выполнены и безработица упала до 5%. Каким образом за несколько месяцев удалось достичь таких впечатляющих результатов, он не уточнил – резкое сокращение объяснили "принятием мер".




При этом официальная статистика по итогам года формируется позже – полностью подконтрольный республиканским властям Чеченстат пока опубликовал данные лишь по октябрь прошедшего года: исходя из них, показатель начал снижаться с марта примерно на 0,3–0,4% в месяц. До этого он оставался неизменным весь 2023 год – на уровне 7,9–8%.


Росстат даёт статистику по безработице по так называемой методологии Международной организации труда (МОТ), что означает попадание в официальные данные только тех, кто официально обратился за помощью, объясняет экономист, член совета фонда "Либеральная миссия" Сергей Жаворонков.


"Если вы, например, домохозяйка или бандит – вы в органы занятости не обращались, то есть вы официально не числитесь безработным. Вы как бы висите в воздухе: не безработный, но официальных доходов у вас нет. В РФ таких порядка 20 процентов, полагаю, в Чечне ещё больше. А официальных безработных может быть и 5 процентов. Тут же еще нужно учесть местную специфику: мужчине, например, пособие по безработице просить унизительно", – отмечает эксперт.


При заявленном властями уровне безработицы в 5% после окончания университета молодежь не в состоянии найти в республике работу и вынуждена выезжать в другие регионы России.


Али из пригорода Грозного окончил экономический факультет Чеченского госуниверситета и после нескольких лет безуспешных поисков работы по профилю вынужден был переехать в Москву. Он рассказывает, что какое-то время подрабатывал на частных стройках, а затем "от безысходности" перешел в "Яндекс Такси” – но даже такой вариант заработка со временем "задушили" власти.


"Не скажу, что шиковал, но вполне хватало на жизнь. У государства ничего не просил. Потом всех частников власти начали прибирать к рукам. Всех обязали либо перейти в официальное такси "Грозный", либо не таксовать. А там система такая была: тебе дают машину, в день сдаешь план, что остаётся – твое. Невыгодно было. Я поехал в Москву искать работу", – вспоминает он.


Причиной сложившейся ситуации на рынке труда бывший рабочий завода "Красный Молот" (мы не называем его имя по соображениям безопасности) – одного из крупнейших предприятий Северного Кавказа в советский период – называет отсутствие значимых работодателей.


"Руководство республики на каждом совещании объявляет о темпах строительства. Но если вы посмотрите, среди всего этого фантастического градостроя нет ни одной фабрики или промышленного завода. Всю республику застроили торговыми центрами и бензозаправками", – отмечает он.


"На дотационной игле легче контролировать"

По мнению правозащитника и адвоката, бывшего члена "Мемориала" Ахмеда Гисаева, главной причиной безработицы в республике является отсутствие экономики. Несмотря на то что Чечня восстановилась после двух войн, ее производственно-промышленный комплекс, существовавший до военных действий, отстроен не был – тогда как именно он давал наибольшее количество рабочих мест.


"О каких рабочих местах можно говорить? Руководство республики не может восстановить то, что не дает восстанавливать федеральный центр", – отмечает собеседник.


По мнению Гисаева, экономический потенциал Чечни – заводы и фабрики – специально разрушался во время боевых действий, чтобы в будущем республика оставалась зависимой и у нее не было никакой экономической самодостаточности.


Справка. Грозный был одним из крупнейших промышленных, научных и культурных центров Северного Кавказа. В 1984 году в городе проживало 383,5 тысячи человек. Из них две трети было занято на промышленных предприятиях, которых насчитывалось 60. Большинство из них были расположены в Грозном, Аргуне, Гудермесе. Гиганты республиканской промышленности – НПЗ им. Шарипова, НПЗ им. Ленина, НПЗ им. Анисимова, ГХЗ, ЧЮЦЗ, ЗНМ “Красный Молот” – были полностью разрушены во время войн 1994–1999 гг. Кроме Чири-Юртовского завода ни одно из этих крупных предприятий не восстановлено.


Ситуация с безработицей не может улучшаться, если в республике не создаются новые производства, соглашается глава культурного центра "Ичкерия" в Вене Хусейн Исханов. По его мнению, федеральный центр не заинтересован в восстановлении промышленного комплекса республики, а местная власть без их разрешения не посмеет этим заниматься.


"Вместо заводов без конца строятся мечети, религиозные школы, торговые центры. А сами жители вынуждены разъезжать по всей стране в поисках работы. Держать республику на дотационной игле гораздо удобнее: ее легче контролировать как местным властям, так и федеральному центру", – заключает он.


С января по сентябрь прошлого года зарегистрированные как безработные жители Чечни получили пособий на 5,2 миллиарда рублей. Этот объем выплат является самым высоким среди российских регионов и составляет 10% от всех пособий для безработных, выплачиваемых из региональных бюджетов, следует из данных Федеральной службы по труду и занятости. В целом за 2024 год уровень дотаций от федерального центра на выравнивание бюджета Чечни составил 7,1 млрд рублей. В текущем году их планируют сократить до 5,7 млрд.



В ноябре безработица в Чечне стала темой обсуждения на совещании у Рамзана Кадырова. Он заявил, что в регионе есть вакансии на стройках с зарплатой в 80 тысяч рублей, но люди якобы не хотят работать, предпочитая социальные выплаты. Собеседники редакции Кавказ.Реалии из республики называют другие причины безработицы, среди которых – невозможность устроиться на работу без взяток.
Согласно исследованию проектов "Хроника" и ExtremeScan, у 70% жителей Чечни и Дагестана месячный доход на одного члена семьи не превышает 30 тысяч рублей, а у почти трети населения – менее 12 тысяч рублей. Несмотря на это, чеченские чиновники продолжают заявлять об успешном выполнении всех социальных и экономических задач, подчеркивая "колоссальные успехи" во всех сферах.






 



Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Чечне

Новости спорта


Новости тенниса
Australian Open

Янчук назвал фаворита Открытого чемпионата Австралии по теннису






Дед Мороз специального назначения поздравил семью военнослужащего ОГВ(с)

В Чечене определена «Лучшая модельная библиотека – 2024»

В Магнитогорске с 70-летием поздравили Анатолия Иваншина

Отец Героя России Анатолий Духин скончался на Ставрополье