Чем жили. Не хотели астраханцы становиться подводными жителями
Ведущий рубрики Сергей Синюков
Жарко, говорите, душно и мухи кусают? Полагаете, раньше было лучше? Давайте сегодня окунемся в конец июля 1900 года. Чем тогда жили люди?
Жара
Жарко было и тогда. Газеты сводку погоды не печатали, но как крик души прозвучала такая заметка:
«Жары допекают астраханцев чуть ли не в буквальном смысле слова. Днем температуры на солнце доходят до 40 гр. Р. Даже по ночам обыватели не находят себе покою – страшная жара томит и по ночам. Посетители общественных гульбищ обливаются потом. На улицах временами поднимается такая ужасная пыль, что дышать становится вовсе невозможно».
Как видим, за последние 124 года мало что изменилось, разве что сплит-систем стало гораздо больше (тем летом не было не одной!). А 40 градусов по Реомюру – это 50 по Цельсию. И побольше у нас бывает на солнце-то.
В трамвае ездить токмо по правилам
Уже целый месяц по Астрахани ходит неведомый доселе транспорт – трамвай. Горожане потихоньку привыкают, а власть публикует «правила игры». Трамвай пустить – это вам не ешака купить, как говорили классики. Приведем выдержки из правил, публикуемых в «Астраханском листке»:
«Ввиду открытия трамвая, Городская управа объявляет, что:
1. При приближении трамвая экипажи обязаны по сигналу сворачивать с рельсового пути;
2. Запрещается жителям по всей сети городской электрической дороги сбрасывание на полосу, занимаемую рельсовым путем, всяких предметов: сора, песку и т.п.».
Далее объясняется ценовая политика, в соответствии с которой билет первого класса стоит 5 копеек, а второго – 3 копейки. Но воспитанники учебных заведений, ежели в форме, едут во втором классе бесплатно. Также, как и полицейские и почтово-телеграфные чины при по оправлении ими своих должностных обязанностей. Но едут они также только во втором классе и «не более как по одному на каждый проходящий вагон». Так что, если двое полицейских влезли в один вагон, то… они являются нарушителями.
Меж тем, пока полицейских не пускали в вагоны, эти самые вагоны очень даже освоили… карманники. Кража июля – «третьего дня на входе в вагон электрического трамвая у лесопромышленника Кубасского похищен из кармана бумажник с некоторыми документами и деньгами 500 рублей».
Торговать водкой на Косе – дело не женское
Тем временем Астрахань готовится к введению казенной винной монополии в губернии. Под это дело строится казенный склад на Бакалдинской, к нему даже сооружается канализация с предполагаемым стоком в Царев. Потребители смогут теперь купить зелье только в казенных лавках, трактирах, а также в редких заведениях, торгующих на комиссионных началах. Категорически обсуждается вопрос о том – кому торговать? Процитируем:
«Что касается контингента продавцов в будущих казенных лавках, то местное акцизное ведомство предполагает разрешить его в том смысле, что в городах, в районах, где это удобно, будет отдаваться предпочтение женщинам, зарекомендовавшим себя по службе в различных учреждениях с хорошей стороны относительно аккуратности и добросовестности. Наоборот, мужской персонал служащих в лавках будет преобладать в бойких частях города, вроде Косы, где женский элемент оказался бы мало подходящим, как по составу потребителей и характеру продажи, так и по количеству работы».
Вот оно, гендерное неравноправие в царской России. Как в спокойные районы алкоголем торговать – так женщины, зарекомендовавшие себя. А как на Косу – так пусть мужики преобладают. Хотя, похоже, в этом что-то рациональное было…
Гасите свет, суда идут
Летом в Астрахани стало слишком много огней. Нет, городской электростанции пока не имеется, но всякого рода частники и промышленники научились пользоваться электричеством локально, используя блок-станции или генераторы. И этот «Лас-Вегас» раздражал моряков и речников, ведущих суда по Волге. Появилось решение:
«Начальником казанского округа путей сообщения сделано циркулярное распоряжение некоторым промышленным заведениям и фабрикам, расположенным по берегам Волги, а также увеселительным садам, освещаемым электричеством, чтобы они ограждали со стороны реки щитами или другими приспособлениями источники света, чтобы он не падал на судовой ход и не препятствовал правильному движению судов, так как яркость электрического огня мешает рулевым разбираться в подаваемых сигналах».
Вот так вот круто проблемы решали! Только непонятно – а почему «некоторым промышленным заведениям» запрет, а не всем? Лоббизм с коррупцией? Или просто милость к экономическим субъектам, которые на тот момент все еще освещались лучиной?
Об Астрахани подводной
В конце июля образованные, но досужие астраханцы живо обсуждают проект киевского инженера Демченко, который опубликовал в столичной прессе проект поворота северных рек (да, это случилось еще до советской эпохи). Местные жители возмущались тем, что Демченко таким образом утопит Астрахань и предаст их лютой казни. «Астраханский листок» ерничает:
«Инженер, видите ли, намеревается превратить в одно море арало-каспийскую низменность, повернувши назад сибирские реки – Обь и Иртыш. А так как наша Астрахань лежит чуть ли не в центре будущего моря-океана, то Демченко рекомендует поступить с ней без всякой церемонии, затопив ее и обратив в столицу подводного царства, а нас, горемычных – в верноподданных дедушки-водяного. Положим, нечего греха таить, между нами есть немало таких особей, которым приличнее всего было бы жить акулами, щуками и прочей хищной водяной тварью, но… ведь есть и достаточно таких, которые ни с какой стороны не приспособлены к подводной жизни».
В завершении сего фельетона авторы советуют обязать Демченко поручиться, что воды будущего арало-каспийского пространства не попадут в руки к известным своими аппетитами местным рыбопромышленникам Беззубиковым…
Фото: мультфильм «Ариэль», репродукция картины Б. Кустодиева «Московский трактир», с сайта transphoto.org