Опять хвост и чешуя: Дальний Восток — не то место, где сидят настоящие короли «рыбной мафии»
Наши северные моря должны были завалить нас дешевыми горбушей, палтусом, зубаткой, но они куда-то уплыли
Цены на рыбу российского происхождения улетают куда-то в небеса, по сравнению с прошлым годом та же горбуша подорожала более чем в два раза. Что происходит, ведь совсем недавно рыбаки рапортовали о рекордных уловах, а чиновники обещали снижение цен? Уловы, действительно были, однако не рекордные, а хищнические. И они уплывали за границу.
550−800 рублей за килограмм замороженной горбуши, с такими ценами столкнулись россияне на этот Новый год. По сравнению с ситуацией 12 месяцев назад «красная рыба» стала в 2−2,5 раза дороже, а её изобилия на прилавках нет. Причём товар так себе, «второй свежести», если сравнивать с роскошным европейским лососем, то стоит признать — достигнут паритет по соотношению цена/качество.
«Рост цен будет на всю рыбу. Мы, так или иначе, привязаны к курсу доллара, поскольку имеем возможность экспортировать. Это означает, что если рубль слабеет, то для рыбаков выгоднее экспортировать, чем оставлять на внутреннем рынке. Это подтягивает и цены. У нас подорожала скумбрия, сельдь, треска, зубатка, вся рыба потихоньку растёт в цене. Лососевые подорожали сильнее всех, потому что в этом году вылов в два раза меньше, чем в прошлом году», — незадолго до Нового года заявил президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев.
Курс доллара в данном случае ни при чём, это не более чем отговорки — курс стабилизировался. Но в целом ситуация паршивая. Получается, что биологические ресурсы России не принадлежат населению страны и могут быть целиком вывезены, если того захотят «бизнесмены». Обычно в таких случаях принято вспоминать пресловутую дальневосточную «рыбную мафию», но ведь без разрешения из столицы экспортные поставки невозможны. Получается, что главные «мафиози» сидят в Москве, никак не иначе…
Почему нынче вылов в два раза меньше, чем годом ранее? А потому, что ловить больше нечего!
«Последние 20 лет — время высоких уловов лососевых. Россия установила два рекорда за всю историю наблюдений: 609 тысяч тонн в 2023 году и почти 685 тысяч тонн в 2018 году. В предыдущие 80 лет объемы промысла были значительно меньше. Среднегодовой улов за 100 лет составляет лишь 194 тысяч тонн, при этом за период с 2005 по 2024 год он вдвое выше — 400,2 тысячи тонн. По прогнозам ученых, в ближайшие 5−7 лет не стоит ждать рекордных уловов», — таковы данные Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров (ВАРПЭ).
Осенью 2023-го тогдашний глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев радостно вещал, что лососёвых добыли аж в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Мыслей о том, что это может повлиять на природу, видимо, не возникло.
Наблюдалось ли в 2023-м в РФ изобилие дешёвой горбуши, кеты, нерки и прочих лососёвых? Нет, цены на «красную рыбу» неуклонно росли, на икру тоже. Чиновники это, типа, не замечали и утверждали ровно противоположное.
«С точки зрения объёмов вылова и добычи в рамках лососевой путины, конечно, все предпосылки для того, чтобы, как минимум, горбуша снизилась в цене, они есть. Потому что у рыбаков цена уже снизилась где-то в полтора раза», — оптимистично распинался в конце 2023-го глава Росрыболовства Илья Шестаков.
Не подешевело, наоборот, на прилавках всё подорожало. Потому, что улов везли за границу. Как и за год до этого, за два, за десять лет. На российский рынок попадают остатки, всё остальное отправляется в Японию, в Китай, в иные страны. Там же оседают и деньги за проданную рыбу, в РФ они уже никогда не вернутся. Москва в курсе и даёт добро — репатриация валютной выручки у нас нынче не является обязательной. Россию просто грабят.
В Советском Союзе на праздники каждому жителю огромной страны — если кто забыл, её население было в два раза больше, чем нынче в РФ! — доставалась баночка чёрной икры, деликатеса хватало на всех. Сейчас таковую просто не купить: и цены космические, и подделок более 90%.
«В 1990-е я работал в Рыбнадзоре, мы контролировали лов осетровых. Помню, за один заброс сетей тогда вытащили 1942 рыбины, причём товарные, недомерков отпускали, как и положено. А сейчас за месяц в сети попадается по три-четыре единицы, да и то небольшие. За последнюю четверть века осетровых практически помножили на ноль. Наши местные рыбоводные заводы должны ежегодно выпускать шесть миллионов мальков, но выдают только один миллион. Просто нет сырья для инкубаторов — икры», — объясняет работник Астраханского биосферного заповедника Валерий Белов.
Рыбу выловили и вывезли за границу, причём случилось это не в «лихие 90-е», уже позже. В дельте Волги скоро вобла станет дефицитом.
Ровно то же самое происходит и на Дальнем Востоке, только просторы там больше, и природа пока сопротивляется. Но уже, как мы видим, её ресурсы близки к исчерпанию. И «красная рыба» на Новый год вскоре может стать таким же недоступным лакомством, каким нынче является чёрная икра.