Чем жили. Астраханцы женились «под воблу»
Ведущий рубрики Сергей Синюков
Сегодня в нашей историко-новостной рубрике – конец января 1887 года. В Астрахани самое настоящее глухозимье, но жизнь продолжается, и газеты эту жизнь по возможности освещают.
Безрыбье
С уловами дела плохи, хотя лед стоит на Волге и даже на Северном Каспии. А рыба — основа пропитания для астраханца той эпохи. И рыбаки готовы идти на подвиг… Пишут об этом так:
«Рыбный рынок в настоящее время находится в самом бездеятельном положении. Подвоз рыбных частиковых товаров, благодаря плохому улову, очень незначительный — сегодня на льду привезено было не более возов до 20, большей частию с судаком и белорыбицей. Цены на них дешевеют. По остальным товарам настроение самое невеселое.
В газете «Каспий» сообщают, что недавно одна рыбацкая лодка, экипаж которой состоит из нескольких человек русских рыболовов, пробралась из Астрахани в Баку и затем отправилась к устью Куры для лова рыбы. Отважиться в зимнее время переплыть Каспий на утлом суденышке — это своего рода подвиг — и не немалый».
Интересны акценты. Частик ловится плохо, привоз незначительный. Зато белорыбицы с избытком, цены падают. В наше время о белорыбице успели забыть, а рыба поистине царская. Так что, сочувствовать предкам в этом плане сложно. А то, что мужики пошли напролом через зимний Каспий — сие не от хорошей жизни. Действительно — подвиг.
Безпрогнозье
А тут еще с прогнозами погоды — беда случилась. Не поймешь теперь, то ли лед укрепится, то ли растает. «Астраханский листок» сетует:
«В настоящее время положительно негде достать местных метеорологических сведений. Г. Визгановъ, производивший прежде эти наблюдения, отказался прошлым летом заведывать станцией и теперь инструменты ея переданы кому-то.
В Реальном училище хотя приспособление для наблюдений и сделано, но таковые еще не производятся. Таким образом оказывается, что в таком важном пункте и большим городе, как Астрахань, нельзя достать даже точных данных о состоянии погоды».
Удручающая ситуация. Некто Визганов отчего-то закапризничал, отказался заниматься синоптической деятельностью, и передал инструменты кому-то! Кто этот кто-то, и что он сделал с этими инструментами? И всё, теперь погоду кошки предсказывают…
Безденежье женитьбе не помеха
Ну, что это мы всё об Астрахани, будто в губернии нет других городов и весей? Из Красного яра корреспондент передавал на неделе:
«Новогодний свадебный сезон у нас начался и идет в полном разгаре; ни в какое другое время года не бывает столько охотников жениться и не справляется столько свадеб в долг или «под воблу», как именно теперь. В это время находит на всех женитьбо-мания не всегда объяснимая удобством времени и несообразная с пустотой жениховских карманов. Иной поэтому вовсе не желал бы жениться или отложил бы свое пылкое намерение до лета, но свадебный сезон начался — и живо, в несколько дней всё готово.
Одновременно с свадебным разгульным сезоном у нас заметно часто стали производиться аресты имуществ должников-красноярцев и продажа их домашнего скарба на торгах. Странное совпадение! Одни от радостей не в меру пьют и пляшут, другие скорбят и горько плачут по поводу нежелательных платежей своих долгов».
Ну, прямо как в фильме про Мюнхгаузена: «Сначала намечались торжества, потом — аресты, потом решили совместить». А «под воблу» женились не только в Красном яре, это вообще было популярно в низовьях. С улова отдавали долги. Хотя, судя по второй части заметки, отдавать долги вовремя не всем удавалось. Теперь вот так не погуляешь — воблу ловить скоро будет нельзя.
Беспорядок
Изучая старые подшивки газет, мы уже смирились с тем, что об астраханской антисанитарии писали регулярно и много. Возможно, и газеты в нашем городе появились именно для того, чтобы писать о грязи, свалках и бездорожье. Поэтому нет возможности не процитировать и газету последней недели января-1887.
«Производимый городскими санитарами обход дворов 4 и 5 участков обнаруживает крайнюю небрежность домовладельцев окраин; самый употребительный способ удаления нечистот со дворов есть выбрасывание и выливание на улицу. Дешево и сердито!
По таким улицам сложно передвигаться. Безпрестанная ломка извозщичьих экипажей указывает на необходимость частых и внимательных осмотров их. Кроме того, попадаются запряженными в пролетки такие одры, что становится совестным мучить несчастных животных. Нам сообщали, впрочем, что г.г. извозщики к полицейским смотрам подменяют лошадей и экипажи.
В начале осени все ночлежные дома были осмотрены и очищены. Теперь же, как нам передают, грязь и нечистота царят там как прежде».
Ну, что тут скажешь?
Без подцвета и подкраски
Но, хотя к общей антисанитарии астраханцы привыкли со времен основания города, некоторые вопросы все же заставляли задуматься. Например, один из винных торговцев на Косе очень гордился тем, что вино у него давит машина, а не ноги человеческие! Ноги-то не всегда чистыми бывают, это ежу понятно. И давал он в газете громкую рекламу:
«Торговля белым и белорозовым вином. Без всякого подцвета и подкраски из лучшего венгерского, кишмишного и толстокораго винограда, из которого винный сок получается у меня посредством давки машиной, но не посредством ног. Единственная подобная машина, изобретенная для этого производства лично мною. Любители получать у меня вино самое чистое. Федор Степанов Михайлов».
Ну, очень претенциозно, не правда ли? Вообще-то, давить вино винтовым прессом придумали еще в Древнем Риме. А в 1887 году, в разных там европах, были и паровые машины-прессы. Но, видимо, Федор Михайлов изобрел что-то действительно невероятное. Хотя… Это же просто реклама.
Фото: репродукция картины художника Н. Петрова «Смотрины невесты», кадр из кинофильма «Укрощение строптивого», сайт: russiainphoto.ru