Записки астраханского натуралиста. Чем опасны моллюски из Китая
Автор рубрики – Владимир Паньков
Мы уже не раз рассказывали о различных интервентах флоры и фауны, многие из которых оказываются потенциально опасными для природы Астраханской области. Например, недавно нашими антигероями были красноухие черепахи, завезенные аквариумистами из Америки. А сегодня в нашей рубрике – непрошенные «гости» из Китая, огромные моллюски-беззубки, которые могут серьезно нарушить баланс водоемов дельты Волги.
А расскажет нам об этих незаметных и практически неподвижных «захватчиках» Мария Бирюкова, гидробиолог Астраханского государственного биосферного заповедника, которая уже не раз выступала в роли эксперта по различным водным беспозвоночным нашего региона. Например, она рассказывала о вторжении гребневика в Каспий. Также мы благодарны Марии за фотографии этих крупных беззубок.
– Мария, прежде всего расскажи, что это за «китайские беззубки»? Они действительно такие огромные?
– Герои сегодняшней нашей беседы – это беззубки видов Sinanodonta lauta (Синанодонта лаута) и Sinanodonta woodiana (Синанодонта вудиана). Они точно такие же донные фильтраторы, как и наши местные двустворчатые моллюски, только крупнее и достаточно бодро «шагают» по миру, осваивая все больше и больше новых водоемов по всей планете.
Эти моллюски действительно очень крупные по сравнению с «местными» видами беззубок и перловиц. Если наши беззубки размером 12-17 см, то «китайские беззубки» 20-25 см в длину! Почему именно беззубки? Потому что у них на внутренней стороне раковины отсутствуют зубы. А у перловиц зубы есть и служат они для дополнительной фиксации сомкнувшихся створок, причем настолько плотно, что просто так их разомкнуть не получится без применения инструментов или теплой/горячей воды.
– Как эти китайские беззубки к нам попали, ведь путь от рек, в которых они жили изначально, неблизкий? Как давно их стали обнаруживать?
– А способ их распространения по миру один – аквакультура. Все виды рыб, что ранее были у нас в регионе акклиматизированы из водоемов Дальнего Востока, Китая, Казахстана и т.д., являются потенциальными переносчиками паразитических личинок этих моллюсков. Личинок двустворчатых моллюсков, которые ведут паразитический образ жизни, называют глохидиями. А заболевание у рыб называется глохидиоз. Но далеко не все личинки у моллюсков являются глохидиями. Есть свободноживущие формы личинок и они называются велигеры.
Местные беззубки намного меньше по размерам
Какие виды рыб завозятся из Китая к нам в виде объекта аквакультуры? Это карп и множественные формы его гибридов, белый амур, пестрый и белый толстолобик, китайский или амурский лещ. Казалось бы, зачем нам эти виды из Китая, когда своих точно таких же в период с 1955 по 1964 годов акклиматизировали из бассейна реки Амур? Ответ прост: рыбопосадочный материал из Китая или Казахстана дешевле, чем тот, что выращивается у нас. А с зараженной глохидиозом молодью этих видов рыб к нам приезжают новые виды будущих моллюсков. Выживаемость у зараженных рыб, кстати, невысока.
Взрослых синанодонт начали обнаруживать рыболовы-любители еще в 2017 году, по северу области (Ахтубинский, Харабалинский районы), в 2020 году, синанодонты обоих видов уже были обнаружены в дельте Волги специалистами ФГБУН ФИЦКИА УрО РАН в системе рукава Бузан: в самом Бузане и в пр. Чурка, а в 2022 году этих моллюсков стали находить и на территории Обжоровского участка Астраханского государственного заповедника.
– А какие моллюски обитают в астраханских водоемах изначально? Я так понимаю, теперь эти виды могут серьезно уменьшиться в количестве?
– Изначально в дельте Волги из крупных двустворчатых моллюсков чаще всего встречались Перловица обыкновенная, Перловица вздутая, Перловица овальная, Беззубка обыкновенная, Беззубка «утиная» и «рыбья». С появлением новых конкурентов наши аборигенные виды моллюсков рискуют быть вытесненными из своих привычных мест обитания.
Помимо всего прочего синанодонтами в нашем регионе никто не питается из бентосоядных видов рыб. Например, тот же самый лещ. Для него это слишком крупный моллюск, да еще который наращивает раковину очень быстро. Остается открытым вопрос и том, какова роль этих моллюсков, как переносчиков патогенов. Ведь известно, что моллюски являются вторичными хозяевами для различного рода гельминтам (паразитические черви).
– К каким последствиям может привести это вторжение китайских беззубок? Для астраханцев, наверное, особенно интересны последствия для ихтиофауны, то есть рыбных запасов дельты Волги?
– Если из экосистемы выпадает тот или иной вид моллюска и его замещает чужеродный, то страдает от этого вся пищевая цепочка. Мы рискуем: 1) потерять привычную кормовую базу для рыб, что питаются нашими местными моллюсками; 2) снижение популяции этих видов рыб, а ряд из них промысловые; 3) новые виды заболеваний для человека от тех рыб, что все же смогут приспособиться и питаться зараженными молодыми моллюсками синанодонт; 4) экономический ущерб для региона по линии министерства сельского хозяйства. У нас и так дела с рыбными запасами не радуют местное население.
Есть и хорошие новости. Синанодонты очень мощные фильтраторы, а значит нашу волжскую воду, умеренно и сильно загрязненную различного рода биогенными элементами и органическими загрязнителями, они активно очищают.
Слева Sinanodonta woodiana (Синанодонта вудиана), справа Sinanodonta lauta (Синанодонта лаута)
– Можно ли как-то остановить эту незаметную интервенцию? Есть ли надежда, что в итоге, как с гребневиком на Каспии, все закончится относительно безвредно и спокойно?
– Да, шанс на то, что окончательное освоение дельты Волги и ее нижней зоны синанодонтами пройдет «мягко», имеется. Если местные и «китайские» моллюски поделят между собою нишу, а конкуренция у них не будет высокой. И второй момент – это наличие того вида рыб, которые будут регулировать численность этих моллюсков на этапе развития «молодь». У взрослых, к сожалению, естественного врага нет. Разве что наше население решится использовать Синанодонту в качестве пищевого объекта, в Китае их едят.
Те же раковины, другой ракурс
Остановить интервенцию невозможно, но сократить ее скорость можно и нужно. Я во всех своих интервью говорю о том, что осознанность и ответственность населения за свои решения при реализации того или иного вида бизнес-проекта – это архиважно! Строгие карантинные режимы для ввозимых в страну объектов животного и растительного мира, а так же соблюдение всех норм закона и налаживание работы надзорных органов, что курируют эту область деятельности - это залог здорового благополучия региональных экосистем. Увы, нехватка специалистов, зарплаты низкие, да и образование по фито- и зоосанитарному контролю оставляет желать лучшего. Со стороны завозчиков это отягчается большим документооборотом, но чаще всего находят обходные пути. Однако даже усиление мер и наведение порядка не гарантирует 100% защиты от вот таких вот «гостей». Путей миграций водных беспозвоночных много. Мы рассмотрели лишь один из них.