Главные новости Астрахани
Астрахань
Июнь
2025

По прошению калмыцкого наместника Дондук Даши повелеваю построить крепость на Волге

0

В 48 км от поселка Цаган Аман (Республика Калмыкия), расположено астраханское село Енотаевка, история которого тесно связана с историей калмыцкого народа.

Енотаевка (ранее Енотаевск) – старейший российский населенный пункт, строительство которого начал Василий Никитич Татищев, назначенный в 1741 г. сначала руководителем Калмыцкой комиссии при Коллегии иностранных дел, а затем астраханским губернатором.

В 1742 году, по указу императрицы Елизаветы Петровны, на высоком обрывистом берегу протока Волги – Енотаевки, началось строительство крепости для наместника Калмыцкого ханства Дондук Даши. Место находилось в трех верстах от основного русла Волги и отделялось от центральной Волги большим островом.

В Национальном архиве Калмыкии сохранились уникальные деловые документы 1741-1745 гг., связанные с деятельностью Василия Татищева, которые позволяют лучше понять причину и цель строительства Енотаевской крепости, ход подготовки и строительства, ее размеры и многое другое.

Это документы, прежде всего, внутреннего организационно-распорядительного характера, исходившие от самого В.Н. Татищева как главы Калмыцкой комиссии и астраханского губернатора: инструкции, письма, ордера и др. Также обнаружено письмо майору Микулину от 25 мая 1742 г. и Протокол Калмыцкой комиссии от 5 февраля 1745 г., в которых освещаются вопросы денежных и материальных затрат.

Все началось с прошения наместника Калмыцкого ханства Дондук Даши на имя императрицы Елизаветы Петровны. Он хотел, чтобы для него и его ближнего окружения построили крепость, где он мог бы проводить зимнее время.

О наличии такого документа говорится в письме на имя генерал-майора Дебриния, где сообщается (сохраняется старая орфография): «Прошедшаго декабря 19 числа 1741 г. имянным / Ея императорского величества всемилостивей/шим указом от 30 ноября повеленопо прошению Дундук Даши построить небольшую крепосцу».

В письме В.Н. Татищева на имя  генерал-майора Дебриния указаны дата написания Указа императрицы – 30 ноября 1741 г. и дата его получения в Астрахани – 19 декабря 1741 г. Удивляет скорость (19 дней!) доставки этого указа из Санкт-Петербурга в Астрахань, что свидетельствует о важности документа.

Естественно, сразу возникают вопросы: почему такое внимание к просьбе Дондук Даши и чем вызвана такая быстрая и положительная реакция императрицы на его просьбу. Это можно объяснить двумя обстоятельствами.

Во-первых, на тот момент Дондук Даши был главой народа, единственного среди других «малых» народов, который в составе Российской империи имел свою государственность в форме ханства.

Во-вторых, калмыки в первой половине XVIII в. принимали самое активное участие в различных войнах по защите рубежей Российского государства, и с этим обстоятельством приходилось считаться.

 Мысль «о строительстве крепости для наместника Калмыцкого ханства»  пронизывает от начала до конца еще один документ – «Инструкцию инженерного корпуса кондукторам Варыпаеву и Панину» от 3 января 1742 г.

В этом документе дается подробное объяснение, что внутри крепости необходимо построить, а именно: «дворы» для наместника и его зайсангов, а также для постоянно находящихся при наместнике полковника Бобарыкина, группы офицеров, солдат гарнизонной пехотной роты и других нужных служителей, а также небольшую церковь.

Для подданных Дондук Даши, драгунской роты и двухсот казаков команды полковника Бобарыкина велено было построить «слободы», обнеся их «острогом». После детального объяснения застройки крепости в инструкции сообщается, что для строительства будущей крепости рассматриваются три места, находящиеся между Астраханью и Черным Яром,  два из которых – в урочищах Енотаевское и Екибирское, а одно место, по просьбе Дондук Даши, – против острова Круглого и ухвостья острова Долгого.

Во второй части инструкции кондукторам Варыпаеву и Панину дается наказ выбрать место под строительство крепости на Волге, описать прилегающую местность и сделать необходимые чертежи. В связи с порученным делом им дается распоряжение ехать с провожатыми вверх по Волге к майору Орлову, находящемуся на форпосту Володимирского драгунского полка.

По прибытии к майору Орлову кондукторы должны были отдать ему ордер и сообщить об инструкции. После  ознакомления с документами  майору велено ехать вместе с Варыпаевым и Паниным. Цель их совместной поездки: осмотреть места с учетом характера береговой линии; обозначить места, где удобнее и ближе могут подходить к берегу большие суда, чтобы такой  берег не подмывало сильно водой, чтобы лесов и небольших покосов по берегам или на ближайших островах было достаточно.

Кроме того, на каждом урочище, выбрав удобное к строительству место, сделать «планы верст по десяти кругом», обозначив займища, леса и покосы. И те места обстоятельно описать. Планы и описи тех мест, вернувшись, сдать в канцелярию Калмыцкой комиссии.

Вновь поражает оперативность исполнения указа императрицы. Указ императрицы был доставлен в Астрахань 19 декабря 1741 г., а через 15 дней, то есть 3 января 1742 г., уже был готов начальный план по строительству крепости и подобраны ее исполнители.

В письме следующему адресату – генерал-майору Дебринию Татищев сообщает об отправке кондукторов Варыпаева и Панина для выбора места строительства крепости подготовки чертежей, после чего будет составлена смета затрат.

В связи с тем, что в команде Дебриния были офицеры, искусные мастера строительного дела,  Татищев предлагает генерал-майору во исполнение указа императрицы помочь кондукторам. Для этого послать с ними для осмотра, описания мест под строительство крепости и для составления чертежей из числа его команды искусных офицеров, и о своем решении сообщить Татищеву.

В ордере на имя премьер-майора Микулина от 25 мая 1742 года Татищев дает приказ – срочно послать «доброго офицера» вверх по Волге до Саратова для закупки материалов для строительства Енотаевской крепости.

В ордере от 12 декабря 1744 года дается приказ подполковнику Н. Спицыну принять под свою ответственность новую крепость – Енотаевскую. Таким образом по документам можно проследить, что строительство Енотаевской крепости велось с августа 1742 года по 12 декабря 1744 года.

В донесении от 31 декабря 1744 года подполковник Спицын докладывает Татищеву, что принял Енотаевскую крепость под свою команду. Он также представил «Росписной список крепости Енотаевской и имеющихся в оной материалов и прочего» на 17 страницах, в котором описал внешний вид крепости, возведенных внутри ее жилых, подсобных и складских помещений. Также были подробно описаны хранившиеся на складах материалы хозяйственного и военного  назначения (пушки, ядра, колеса, станки, количество пороха и т.д.). Перечислены  дела и документы разных жанров: указы, донесения, ордера, промемории, наказы, журналы и тетради, находившиеся  в канцелярии крепости.

По описанию Спицына, на момент принятия Енотаевская крепость представляла собой земляное укрепление с воротами, при которых построены сооружения, называемые «рогатками», а «на них четыре батареи с пушками». При каждой батарее – «тесовая будка». В крепости построены для обер-офицеров «две светлицы», при которых имеются «две камеры, два чулана, два крыльца, два чердака наверху и сени».

При этих светлицах имеются «баня с предбанником, два погреба, две кухни, две конюшни». Построены «драгунские казармы» (восемь) и «караульные избы». Сооружены специальные склады  для хранения провианта (муки, круп) и фуража (овса, ячменя). Отдельные помещения отведены для хранения строительного и хозяйственного материала, мундирных и других вещей.  Для артиллерии и военных припасов построен сарай. Для летнего хранения продуктов сделан ледник. Построена кузница. Печи во всех светлицах, казармах и караульных избах кирпичные.

Особый интерес вызывает Протокол заседания Калмыцкой комиссии от 5 февраля 1745 года, который посвящен созданию в Енотаевской крепости торговых мест для калмыков.

Документ, подписанный В.Н. Татищевым, свидетельствует о том, что он не только принимал активное участие в планировании, выборе места и строительстве Енотаевской крепости, но и заботился о том, чтобы она стала привлекательной для калмыков и их торговли, чтобы они чаще посещали ее.

Однако, несмотря на то, что Енотаевская крепость по прошению калмыцкого наместника Дондук Даши была построена, нет достоверных сведений, почему он от нее отказался.

В последующие годы Енотаевская крепость служила военным форпостом на Волге для охраны сообщений с Востоком по водному и сухопутному пути. После 1760 года крепость стала заселяться крещеными калмыками, татарами, ссыльными и бродягами.

Также в Енотаевской крепости жила и умерла в 1777 году калмыцкая ханша Джан, вдова хана Дондук-Омбо, в православии княгиня Вера Дондукова. Из крепости она правила Багацохуровским улусом, бывшим вотчиной рода Дондуковых до 1781 года.

Иллюстрация: Енотаевская крепость. Эскиз Кожина И.А.

The post По прошению калмыцкого наместника Дондук Даши повелеваю построить крепость на Волге first appeared on Степные вести.




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus
















Музыкальные новости




























Спорт в Астраханской области

Новости спорта


Новости тенниса