Онкология: раньше выявил — легче победил
Чаще всего в регионе обнаруживают рак кожи
Онкологические заболевания стали выявлять на более ранних стадиях — пожалуй, таков главный итог пятилетней реализации данного направления нацпроекта «Здравоохранение». За это время в регионе удалось выстроить новую систему оказания онкологической помощи, приблизить ее к пациенту, а также укрепить материально-техническую базу лечебных учреждений.
Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» является важной составляющей нацпроекта. И это вполне объяснимо: в печальном рейтинге причин смертности рак занимает второе место, сразу после сердечно-сосудистых заболеваний.
Раньше до рака не доживали
Но если сердце и сосуды уже более-менее научились лечить, то с онкологией все сложнее, хотя, конечно, и тут прогресс очевиден. Тем более важно выявить зловредный канцер как можно раньше.
— За первое полугодие 2024 года в Сибирском федеральном округе было выявлено 37 509 случаев онкологических заболеваний, в основном у трудоспособных людей, — рассказывает главный онколог Сибирского федерального округа, директор НИИ онкологии Томского НИМЦ, академик РАМН и РАН Евгений Чойнзонов. — Лидируют по этому показателю Томская область и Алтайский край, меньше всего случаев зафиксировано в Республиках Алтай и Тыва. За последние пять лет количество выявленных случаев выросло на десять процентов. Это связано с тем, что люди стали дольше жить — раньше многие просто не доживали до онкологии, — а также с тем, что обследования стали проводить чаще, да и методы диагностики улучшились. В то же время мы наблюдаем снижение смертности от онкологических заболеваний. Это связано в том числе и с тем, что рак стали выявлять на более ранних стадиях. Например, в 2024 году в СФО 59,7 процента всех случаев выявили на первой-второй стадии. Это большая подвижка.
О пользе диспансеризации
Как видно из приведенных данных статистики, Новосибирская область находится примерно в середине «ракового» рейтинга. По словам замминистра здравоохранения региона Елены Аксёновой, за пять лет действия нацпроекта в области значительно укрепили первичное медицинское звено, создали и переоснастили многочисленные кабинеты здоровья и центры профилактики, так как именно диспансеризация позволяет выявлять на ранних стадиях многие заболевания, в том числе и онкологические.
— За восемь месяцев нынешнего года более 700 тысяч жителей нашего региона прошли диспансеризацию. Обследования производились с помощью современной медицинской техники, такой как цифровые маммографы, цифровые рентгеновские аппараты, различное эндоскопическое оборудование, — говорит замглавы регионального минздрава. — Благодаря этому было выявлено более трех тысяч человек с рисками возникновения онкологических заболеваний, примерно 700 пациентам поставлен диагноз, причем у 70 процентов из них — на первой-второй стадии. Ежегодные скрининги позволяют вовремя обнаружить заболевание, тут же направить пациента к онкологу и начать лечение, что, в свою очередь, дает возможность добиться если не полного выздоровления, то стойкой ремиссии.
Печальный рейтинг
По словам главного онколога региона, главного врача Новосибирского областного клинического онкологического диспансера Сергея Фурсова, за первое полугодие нынешнего года в регионе был выявлен 6371 случай злокачественных новообразований. Это на 13,3 процента ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
— Но надо понимать, что в прошлом году мы имели обвальный рост выявляемости, так как, во-первых, в годы пандемии массовая диспансеризация не проводилась, а во-вторых, люди тогда достаточно часто умирали от инфекции, — поясняет Сергей Фурсов. — Наиболее распространенными видами онкологических заболеваний в этом полугодии в регионе были рак кожи, рак молочной железы, колоректальный рак, а также рак легкого и рак предстательной железы. В принципе, такое положение вещей является более-менее постоянным, по крайней мере, тройка «лидеров».
Стыдиться не надо!
Кстати, о колоректальном раке. Что греха таить, многие люди порой стесняются болезней, которые считают «стыдными», и не обращаются к врачу, даже если их что-то беспокоит. Возможно, в том числе и поэтому данный вид заболевания имеет печальное третье место по распространенности. Но программа диспансеризации после определенного возраста недаром включает в себя анализ кала на скрытую кровь. Если вдруг обнаружится, что что-то не так, пациента тут же направят на консультацию к соответствующему специалисту, который, возможно, назначит колоноскопию — оборудование для этого в наших поликлиниках есть. Это очень важно, и стыдиться тут совершенно нечего.
— Из всех направлений медицины онкология сегодня, пожалуй, наиболее интенсивно развивается, — рассказывает главный онколог региона. — Еще в 1982 году Всемирная организация здравоохранения объявила рак легкого убийцей номер один, но сегодня врачи научились лечить его, равно как и колоректальный рак, и рак молочной железы. Главное — вовремя обнаружить проблему. Постоянно появляются и развиваются современные методы лечения онкологических заболеваний. Это, например, высокотехнологичная хирургия, позволяющая с ювелирной точностью выполнять сложнейшие операции, коморбидная медицина, методы которой при лечении рака учитывают наличие у пациента сопутствующих заболеваний. А также иммунотерапия — в этом случае мы как бы подталкиваем иммунитет, чтобы он сам справлялся с болезнью. Кстати, именно при помощи иммунотерапии стало возможным бороться с такой опасной разновидностью опухоли, как меланома, которая в принципе очень плохо поддается лечению. Если раньше пациенты с таким диагнозом, как правило, «сгорали» очень быстро, то теперь появилась тенденция к долгой жизни — при своевременном лечении, естественно.
Лечение горше болезни?
Однако при всем разнообразии современных методов лечения онкологических заболеваний классикой жанра все же остается химиотерапия и лучевая терапия. И к сожалению, бывают случаи, когда пациент, пройдя несколько курсов «химии», вдруг умирает потому, что у него отказала печень или сердце. Страшная трагедия: рак вовремя обнаружили, сделали операцию, провели необходимое лечение, выписали пациента домой, а человек погибает, по сути, от последствий терапии…
— Если случилась беда и человек заболел онкологическим заболеванием, но у него другие органы сохранены, то прогноз гораздо более благоприятный: пагубное влияние химиотерапии на эти органы будет ощущаться значительно меньше, — подчеркивает Сергей Фурсов. — В этом смысле областной онкологический диспансер шагает в ногу со временем: у нас есть препараты прикрытия, препараты, которые стимулируют кровяной росток, или образование эритроцитов, чтобы организм лучше боролся с болезнью, и многое другое. Поэтому сопроводительная терапия — важнейший фактор в лечении онкологических больных, которые получают другие виды лечения, в частности химиотерапию. Впоследствии мы даем четкие и внятные рекомендации, какой образ жизни должен вести человек, какую пищу употреблять. Мы передаем наших пациентов врачам центров амбулаторной онкологической помощи, но они в большей степени заботятся о своевременном проведении контрольных обследований, чтобы вовремя распознать рецидив. А вот врач первичного звена как раз и должен попытаться скорректировать негативные последствия химиотерапии. Поддерживающая терапия — это целая наука, главная цель которой — по возможности без вреда для пациента продолжить агрессивное лечение, чтобы окончательно добить злокачественные клетки.