В тени Тарасова, перед эрой Тихонова. Победы и поражения Бориса Кулагина
Отечественный хоккей обладает большим числом великих имен хоккеистов и тренеров. Настолько большим, что порой одни теряются на фоне других.
Кто победил в Инсбруке?
Сборная Советского Союза семь раз становилась победительницей Олимпиад. Восьмой триумф, состоявшийся в 1992-м, записан на Объединенную команду, но, по сути, это была все та же сборная СССР.
Первые четыре победы связаны с тренерским тандемом Анатолия Тарасова и Аркадия Чернышева, последние три — с Виктором Тихоновым.
Однако как-то вне поле зрения остается победа на Олимпиаде-1976. В австрийском Инсбруке советские хоккеисты не знали поражений, но это не значит, что все давалось легко. Решающий матч против команды Чехословакии был выигран в упорной борьбе со счетом 4:3.
К этому успеху команду привел Борис Павлович Кулагин — замечательный тренер, о заслугах которого, увы, мало кто помнит.
В «Легенде номер 17» на фоне Тарасова его помощник предстает верным оруженосцем, но фигурой совершенно несамостоятельной. В действительности же все обстояло иначе.
Сибирский характер в столице
Он родился в Барнауле под самый Новый год, 31 декабря 1924-го. По линии матери все предки были коренными сибиряками, а вот отец оказался «пришлым» — в 1919 году пришел в город в рядах Красной Армии, выбивавшей белогвардейцев.
Сам Кулагин признавался, что родной город не помнит — когда он был еще маленьким, вместе с родителями переехал в Москву.
В 12 лет мама привела Борю в Петровский парк, где его приняли в члены общества «Юный динамовец». Играл Кулагин в русский хоккей, а его партнером по команде стал Юрий Тарасов, младший брат Анатолия Тарасова.
Тарасов-старший уже тогда демонстрировал тягу к тренерской работе, разбирая игровые ошибки брата и его приятеля.
В 1941 году Кулагин окончил школу и поступил в МАИ. Молодого студента задействовали на строительстве укреплений по Москвой, а затем эвакуировали в Алма-Ату, хотя он сам рвался на фронт.
Авиатор на льду
В годы войны Кулагин окончил военно-техническое авиационное училище, и в числе лучших его курсантов был рекомендован к поступлению в Военно-воздушную академию имени Жуковского. Военный авиатор продолжал играть и в русский хоккей, и в футбол, и в 1945 году попал во вновь созданный клуб ВВС, который тренировал Анатолий Тарасов.
Вскоре, правда, Тарасов ушел, не сойдясь характерами с патроном команды Василием Сталиным. А Кулагин, переключившись на набирающий популярность канадский хоккей, уехал играть за челябинский «Дзержинец». Форвард играл отлично, и вскоре получил приглашение в Москву, в ЦДСА. Но в 1951 году тяжелая травма колена заставила его завершить карьеру игрока.
Штраф для первого космонавта
С военным образованием Кулагина распределили инструктором по спортивным играм при Окружном доме офицеров. Там он отвечал за всё, включая баскетбол, причем выступал и в роли судьи.
Немало хлопот ему доставлял импульсивный и азартный капитан команды местного авиаучилища. Однажды Кулагин не выдержал, удалил наглеца с площадки за споры. А в 1961 году наставник хоккейной команды СКА (Куйбышев), открыв газету, обомлел — удаленный капитан смотрел на него с первой полосы. Того спортсмена звали Юрий Алексеевич Гагарин...
С куйбышевским СКА впервые ярко проявился талант Кулагина-тренера. Он сумел ничем не примечательную команду вывести в класс «А». И получил предложение от Анатолия Тарасова стать его помощником в ЦСКА.
Их объединяло многое, в том число общая боль — Юра Тарасов, друг одного и брат другого, в 1950 году погиб в авиакатастрофе вместе с партнерами по команде ВВС.
Из «оруженосцев» — в «рыцари»
Десять лет Кулагин был тем самым «надежным оруженосцем» Тарасова в ЦСКА. А в 1970 году Анатолий Владимирович заявил об уходе. И пост главного тренера армейцев перешел к Кулагину.
Он и помощник Константин Локтев приняли решение идти своим путем, полностью перестроить игру команду. Однако опытные игроки плохо понимали перемены, результаты пошли вниз, и в итоге Тарасов вернулся в ЦСКА.
А Кулагин возглавил столичные «Крылья Советов». Вместе с ним пришла молодая тройка армейских воспитанников Лебедев — Анисин — Бодунов, ставшая ударным звеном «крылышек».
В сезоне- 1972/73 «Крылья» впервые после долгого перерыва выиграли бронзу. А еще через год команда Кулагина сделала золотой дубль, выиграв чемпионат и Кубок СССР. «Крылья» стали постоянным конкурентом ЦСКА.
Взлет и падение в сборной
Кулагин начал работу и в сборной СССР, где был помощником Всеволода Боброва. Когда Боброва убрали из национальной сборной, ее принял Кулагин. При нем была выиграна вторая Суперсерия против профессионалов ВХА, чемпионат мира-1975 и Олимпиада в Инсбруке.
Однако на чемпионате мира 1976 года сборная СССР осталась второй, пропустив вперед чехословаков. С учетом победы на Олимпиаде оргвыводов не последовало.
В марте 1977 года в Вене состоялся 44-й чемпионат мира. Впервые на него были допущены канадские профессионалы, но это никого не напугало. Советская сборная дважды разнесла Канаду — 11:1 и 8:1. А вот с другими конкурентами было хуже — с Чехословакией очки поделили (6:1 и 3:4), а шведам проиграли дважды (1:5 и 1:3). Первые четыре команды уместились в двух очках, но сборная СССР оказалась только третьей.
Кулагин был опытным человеком, знал, на какой уровень поднялся престиж советского хоккея, и понимал, что второй неудачи подряд ему никто не простит. Впереди сборную ждала эра Виктора Тихонова...
Лебединая песня в «Спартаке»
Кулагина же откомандировали поднимать уровень европейского хоккея — он принял датскую команду «Рёдовре», которая при нем впервые выиграл чемпионат Дании.
«Спасатель» вскоре потребовался на Родине — Борису Павловичу поручили московский «Спартак», который едва не вылетел из высшей лиги.
Кулагин снова показал класс — при нем красно-белые четыре раза подряд становились вице-чемпионами страны. Правда, свергнуть с трона тихоновский ЦСКА практически не было шансов.
Удивительная вещь — даже спустя годы, когда Кулагина уже не было на свете, ветераны «Спартака» в интервью порой заявляли: «Тренер хороший, но не спартаковский». Что уж там не пришлось по вкусу, неизвестно — то ли армейское прошлое и работа с Тарасовым, то ли нежелание подстраиваться под какие-то традиции.
В Зале Славы — по праву
В 1984 году Кулагин ушел из «Спартака» — помимо закулисной возни, случились трудности со взрослым сыном. Как оказалось, это был уход не только из конкретной команды, но и из профессии вообще. В январе 1988-го в возрасте 63 лет Кулагина не стало.
В 2004 году Борис Павлович Кулагин был включен в Зал Славы отечественного хоккея. Включен в числе первых, наравне с Тарасовым, Чернышевым, Бобровым, Тихоновым... Абсолютно по праву.