Главные новости Барнаула
Барнаул
Октябрь
2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

В еженедельнике "Аргументы и факты" следователь - криминалист Вадим Марьин рассказывает о преемственности поколений в профессии и секретах работы

Неопровержимые доказательства. Следователь-криминалист – о секретах работы

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 42. АиФ-Алтай 15/10/2025

Так сложилось, что в отделе криминалистики следственного управления СКР по Алтайскому краю служит целая плеяда выходцев из райцентра Поспелиха. Огромная заслуга в этом принадлежит их наставнику, одному из лучших следователей края прошлых лет Сергею Марьину. В канун профессионального праздника - 19 октября - один из представителей отдела криминалистики, сын Сергея Павловича Вадим Марьин, рассказал «АиФ-Алтай» о выбранном по стопам отца профессиональном пути, наиболее громких преступлениях, в раскрытии и расследовании которых ему пришлось участвовать, а также приоткрыл некоторые секреты следственной работы.

Осознанный выбор

- Вадим Сергеевич, почему выбор пал именно на эту профессию?

- Ещё со школьных лет я живо интересовался, чем занимался отец. Частенько пропадал у него на работе, одним из первых моих технических средств была пишущая машинка. Несмотря на то, что загруженность папы была колоссальная - он работал и по ночам, и по выходным - мне было интересно, чем он занимался. На мой выбор никто не влиял, он был осознанным и обдуманным.

- Какие из первых дел вам запомнились больше всего?

- В Кулунде трое братьев отдыхали дома у одного из них, распивали спиртное. У мужчин возникла пьяная ссора, в результате чего двое выбросили третьего с пятого этажа. Сложность раскрытия преступления заключалась в том, что не было следовой информации о совершенном преступлении - обстановка в квартире не нарушена, биологических следов не было обнаружено. Мужчины курили на балконе и в один миг сбросили брата. Естественно, фигуранты согласовали позицию, что их родственник выпрыгнул сам.

Для опровержения защитных версий преступников был проведен следственный эксперимент, для чего из Барнаула привезен манекен. На него поместили металлические пластины на 80 килограммов, чтобы он соответствовал антропометрическим данным жертвы. Самое тяжёлое в ходе эксперимента было его переносить на пятый этаж, сбрасывать манекен пришлось шесть раз: три раза - в свободном падении, и столько же - с приданием начального ускорения. В результате, в том числе благодаря привлечению специалиста - преподавателя физики, смогли установить, что потерпевшему придали ускорение, то есть помогли выпасть. Пришлось также допрашивать священнослужителя, потому как у жертвы в личных вещах была обнаружена библия. Он убедил, что если человек верующий, то заканчивать жизнь самоубийством вряд ли стал, потому как это великий грех. Кроме того, по результатам посмертной психиатрической судебной экспертизы определили, что у потерпевшего не было предрасположенности к суицидальному поведению.

… В итоге вина братьев была доказана, и каждого из них суд присяжных заседателей признал виновным в убийстве, им назначено наказание в виде 12 с половиной лет, хотя они так и не признались в содеянном.

Ещё одно резонансное убийство, совершенное в Кулунде в условиях неочевидности, мною было расследовано. Это убийство таксиста. В один из дней поздней осени 2013 года мужчина таксовал, подвозил пьяного местного жителя. В ходе поездки у них произошел конфликт из-за оплаты. Пассажир отказался платить, начал вести себя агрессивно, сорвал зеркало с автомобиля и избил им водителя, а потом ещё нанес множественные ножевые ранения. Злоумышленник положил тело на заднее сиденье и не придумал ничего лучшего, как приехать на автомобиле к себе домой и поставить его в гараж.

Потерявшегося водителя такси объявили в розыск. И тут поступает сообщение от бдительных граждан, что на одной из улиц они обнаружили на снегу кровь. Туда выехала следственно-оперативная группа, изъяли фрагменты зеркала в крови, тут же рядом нашли окурок сигареты, который впоследствии стал одним из решающих доказательств обвинения.

Спустя время в ходе следственно-оперативных мероприятий вышли на след подозреваемого. Приехали к нему домой, а он употребляет спиртное. Когда открыли гараж, то увидели автомобиль, в салоне которого были замытые следы крови, которую в день преступления злоумышленник не смог нормально отмыть по причине холода. Он бросил всё, закрыл гараж и пошёл дальше пьянствовать.

Жену пристращал, они отвезли с ней труп на санях в лесополосу, чуть прикопали (земля тоже уже мёрзлая была).

Так вот, возвращаясь к окурку сигареты: по результатам экспертизы на нём была обнаружена кровь потерпевшего и слюна подозреваемого. Я предварительно разложил перед фигурантом заключения судебных экспертиз, по которым не возможно было определить его вину. Он расслабился, ознакамливаясь с ними, даже начал юморить: «О, так я же ни в чём не виноват!». И тут он доходит до заключений, имеющих доказательственное значение, в том числе экспертизы по обнаруженному окурку. Тут мужчина и сник. Даже если он бы не дал признательных показаний, то имевшихся других доказательств было бы достаточно для признания его вины в совершении дерзкого преступления.

Портрет злодея

- Вам по долгу службы приходится общаться чуть ли не ежедневно с убийцами, насильниками, ворами и грабителями? Можете нарисовать какой-то обобщённый портрет преступника? Что их объединяет? Можно ли по первому взгляду определить: да, вот это злодей?

- Никакой закономерности нет. У каждого своё. Некоторых разбойников видно сразу, по дерзости в поведении. Было у меня двое обвиняемых по ч. 4 ст. 111 УК РФ, они вдвоём запинали мужчину. Один - дерзкий, по нему видно: жулик жуликом. Другой – спокойный, уравновешенный. Просто выпил лишнего, голову снесло, слово за слово… И человека нет, а они оба сели.

- Каков у вас подход к откровенному разговору? Как располагаете подозреваемого к откровенности? Какими методами можете поделиться?

- У каждого следователя свои психологические хитрости. Видя человека, определяешь индивидуальную тактику общения с подозреваемым (обвиняемым). Кому-то нужен длительный диалог, в ходе которого терпеливо разъяснять все негативные последствия занятой позиции, к кому-то входить в доверие. Как-то раз, помню, ко мне пришёл молодой следователь и говорит: фигурант не знакомится с делом, а сроки поджимают. Мол, обвиняемый не хочет содействовать. Я поинтересовался: как фамилия? Услышав имя, говорю: так это же мой некогда «подопечный»! Я его два года назад отправлял в места не столь отдалённые, когда он был ещё несовершеннолетним. Захожу к нему, а он как расплывётся в улыбке, как будто я ему мать родная: «Мой первый следователь! Вадим Сергеевич, здравствуйте!». Говорю ему, что ты тянешь-то? А он мне: «Да у вас следователь такой вредный, ну и я сам из вредности…». Вот такой контакт наладил.

- Вы уже 12 лет в следствии. Насколько изменилась техническая сторона в расследовании преступлений? Какие интересные новинки появились у вас в последнее время?

- Да, сейчас у нас появилось много современной, порой уникальной кримтехники. Это те же квадрокоптеры, источник криминалистического света, нелинейный локатор или, например, георадар - оборудование, с помощью которого ищут и обнаруживают скрытые полости под землёй, например, в месте, где предположительно закопали тело жертвы. Частенько используются и металлоискатели, которые могут обнаружить на трупе какие-либо металлические детали: пуговицы, пряжки и так далее.

Главная отдушина - семья

- Как справляетесь с нагрузкой, где черпаете силы и эмоции для непростой службы?

- Главная отдушина - семья. У нас с супругой двое детей: Савелий и Катя, оба учатся пока в школе. Любимое занятие, свободное от работы и семьи, - велосипед. Люблю крутить педали, слушая музыку в наушниках. Также увлекаюсь игрой на гитаре, предпочитаю русский рок.

- Что бы вы пожелали в канун профессионального праздника коллегам?

- Успехов в нашем нелёгком деле. Преступления всегда будут совершаться, но и всегда будут раскрываться. Без нас, следователей-криминалистов - никуда.

Справка

Служба следователей-криминалистов - одно из основных подразделений Следственного комитета России в борьбе с преступностью. 19 октября ей исполняется 71 год.

Роль криминалистической службы в раскрытии и расследовании преступлений в условиях существующей криминогенной обстановки неоценима. Ежегодно следователями-криминалистами следственного управления по Алтайскому краю осуществляются сотни служебных выездов на места происшествий, с их участием раскрываются порядка 300 особо тяжких преступлений, в том числе совершённых в условиях неочевидности.

Под руководством полковника юстиции Константина Ротштейна в отделе криминалистики следственного управления по Алтайскому краю трудятся 20 опытных сотрудников - следователи-криминалисты и специалисты-полиграфологи, имеющие за плечами большой опыт следственной работы. Это команда профессионалов, которые в любое время дня и ночи, в выходные и праздники готовы выехать на место происшествия и оказать помощь в раскрытии самых запутанных и неочевидных преступлений.

Досье

Марьин Вадим Сергеевич. Родился 2 февраля 1984 года. Окончил в 2006 году юридический факультет Сибирской академии государственной службы при Президенте РФ (ныне - РАНХиГС). Работал судебным приставом. С 2013 года - в СКР. Служил в Кулунде, Рубцовске. С мая 2025 года - в Барнауле, в следственном управлении СКР по Алтайскому краю. Должность - следователь-криминалист отдела криминалистики.

Отец - Сергей Павлович Марьин - один из лучших следователей, наставник молодёжи, воспитал плеяду следователей, многие из которых сейчас успешно служат в следственном управлении СКР по Алтайскому краю.




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus
















Музыкальные новости




























Спорт в Алтайском крае

Новости спорта


Новости тенниса