«Колоссальные запасы, от которых не убудет» — так понимать разрешение на сплошную вырубку леса в районе Байкала?
Коммерческая заготовка древесины в России происходит в 42-х регионах общей площадью 300 млн га, что составляет 42% земель лесного фонда. Но это законные деляны. А сколько вырубается леса «чёрными лесорубами» и теми, кто превращает народное достояние в инструмент обогащения под видом санитарной вырубки?
Только за период с 2016 по 2019 годы в России под видом санитарных рубок незаконно спилили около 19 миллионов кубометров леса. Сегодня подобные данные найти в открытых источниках трудно. Чуть ли под грифом «перед прочтением съесть». Но всё же, хотя бы за первое полугодие 2024 года спутниковый мониторинг состояния лесов выявил 137 случаев незаконной рубки в 15 регионах страны.
Это чёрное дело чрезвычайно выгодно. По документам при назначении санитарной вырубки под топор должны попадать больные и старые деревья, в силу этого не несущие большой коммерческой ценности. Те, кто рубит лес в коммерческих целях зачастую их то как раз и не трогают, вырубают молодые здоровые деревья. И не 10%, как положено по закону, а 25-28%. По документам предусмотрена вырубка больного леса, а по факту — ценных пород древесины. В результате заготовка леса становится очень выгодной — поскольку рубится «выбракованный» лес, заготовитель получает его за полцены. Вдумайтесь — на санитарные рубки приходится только около 1/6 от всего учтенного объема ежегодно заготавливаемой в России древесины.
Конечно, наша правоохранительная система в этом направлении хоть и со скрипом, но работает. Проблема и в том, что она работает с опозданием. После ужесточения законодательства о санитарных рубках акт о лесопатологическом обследовании должны составлять специалисты, работающие в госструктурах, а не просто посторонний человек, имеющий соответствующие корочки. Однако и эта мера не спасет от коррупции, обратил внимание эксперт. Но нет полной гарантии, что квалифицированный лесопатолог, работающий в госструктуре, не сделает нужного заключения за деньги.
И лес валят. Продают или сам кругляк, или на лесопилках обрабатывают брёвна, а потом торгуют уже досками. Внутрироссийский рынок всегда нуждается в древесине. А ещё качественная древесина хорошо идёт на экспорт. Заграничных покупателей не интересует происхождение дерева или законность его рубки.
Лес в России — это почти половина всей территории страны и пятая часть всех лесов мира. Колоссальные, конечно, запасы, от которых не убудет — так, видимо, считают некоторые чиновники и «черные лесорубы». Один из не так давних примеров: в Ленинградской области расследуется дело о «черных лесорубах». Обвинения и аресты коснулись представителей правительства Ленинградской области, силовиков и предпринимателей. Под видом санитарных рубок лесному фонду нанесен ущерб более чем в 1 млрд рублей. Незаконное уничтожение леса продолжалось пять лет по поддельным актам. Вот только почему целых пять лет никто не замечал незаконной вырубки громадного количества леса?!
Теперь к риску попасть под топор желающих обогатиться за народный счёт незаконной добычей древесины может попасть огромный массив тайги. Депутаты Государственной думы, несмотря на протесты экологов и учёных и заявленные экспертами коррупционные риски, в III чтении приняли законопроект, разрешающий сплошные рубки леса в центральной экологической зоне Байкальской природной территории для расширения Байкало-Амурского и Транссибирской железнодорожных магистралей. Депутаты узаконили вырубку на территории площадью около 7 тысяч гектаров. Информация об этом была опубликована на сайте думской системы обеспечения законодательной деятельности.
А между тем эта инициатива может привести к разрушению экосистемы озера. Петиция против вырубки лесов собрала почти 110 тысяч подписей. Сотни специалистов обращались к депутатам с просьбой не допустить принятия закона. Однако это не возымело действия — поправки к закону «Об охране озера Байкал», в котором речь идет о землях в санитарной зоне Байкальской природной территории, были приняты. Теперь это «земли иных категорий».
Сплошные вырубки леса в районе Байкала впервые легализовали в 2020-м. Тогда это также объяснялось расширением БАМ. Разрешение действует до конца 2024 года. Новый документ продлевает его до 2034-го. Интересно, что отсутствие положительного заключения госэкспертизы проектной документации объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, до 31 декабря 2033 года не будет являться препятствием для передачи в пользование (заинтересованным лицам или структурам) находящихся в федеральной собственности водного объекта или его части для строительства, реконструкции таких объектов.
Глядя на то, как вырубаются наши леса, вспоминается анекдот"
«В бригаду лесорубов устроился дед. Рубит-валит по-стахановски, мужики ему:
— Дед, обед уже, передохни
— Да вы кушайте сынки, а я еще порублю
— Дед, 17-00. Домой пора.
— Да вы отдыхайте сынки, а я еще порублю.
Приходят на следующий день — просека широченная, километровая.
-Ого, дед, ты один это все?
— Дык
-А ты где раньше работал?
— В Сахаре
— Так там нет деревьев...
Дед *срывающимся старческим фальцетом*
-И здесь не будет!!!».
Но хотим ли мы, граждане России, что бы получилось как в этом анекдоте?