Бюрократ страшнее снайпера
О покушении на Трампа 13 июля в Пенсильвании демократы предпочли бы поскорее забыть, ведь оно не только прибавляет очков кандидату от Республиканской партии, но и отвлекает избирателей от Святой Камалы. Но никак не получается: в СМИ то и дело попадают всё новые детали инцидента, в результате которого погиб один из участников предвыборного митинга и получили тяжёлые ранения ещё двое. То выяснится, что тело Томаса Мэтью Крукса, стрелявшего в экс-президента, было спешно кремировано по распоряжению ФБР (причём федералы не сочли нужным поставить в известность местных правоохранителей), то рабочая группа конгресса США, расследующая попытку убийства Трампа, обнаружит, что у Крукса, работавшего в доме престарелых, было несколько зашифрованных аккаунтов, зарегистрированных в Бельгии, Германии и даже Новой Зеландии.
«Зачем 19-летнему парню, помощнику в медицинском учреждении, нужны зашифрованные платформы, расположенные даже не в США, а за рубежом — куда, как известно большинству террористических организаций, нашим правоохранительным органам сложнее проникнуть?» — задаётся вопросом конгрессмен-республиканец Майкл Вальц. Нет ответа.
Но гораздо больше вопросов возникает в связи с действиями тех, кто должен был Трампа охранять, то есть агентов Секретной службы.
Секретная служба США, возникшая ещё при Аврааме Линкольне как подразделение Министерства финансов, с 2003 года входит в структуру Министерства внутренней безопасности США. Основная обязанность Секретной службы — охранять президента и вице-президента США, но у неё много и других функций, в том числе борьба с киберпреступлениями, финансовым мошенничеством и так далее. Впрочем, для истории с покушением в Пенсильвании важно, что Трампа должны были охранять и как кандидата в президенты (соответствующий закон был принят в 1968 году — после убийства кандидата в президенты Роберта Ф. Кеннеди, брата убитого за пять лет до этого Джона Фицджеральда Кеннеди), и как экс-президента страны (все президенты США имеют право на пожизненную охрану).
В истории Секретной службы было немало проколов. Самый известный, конечно, случился 22 ноября 1963 года в Далласе. Но можно вспомнить и покушение на Рейгана в марте 1981 года (когда мечтавший прославиться на весь мир Джон Хинкли — младший успел шесть раз выстрелить в президента и сопровождавших его людей), и бросок гранаты в Буша-младшего в 2005 году в Тбилиси (агенты Секретной службы не только не смогли предотвратить покушение, но и упустили самого террориста, которого нашли лишь спустя два месяца). Но даже по сравнению с этими неудачами то, что произошло 13 июля в Батлере, штат Пенсильвания, выглядит образцом вопиющей некомпетентности.
Не была налажена коммуникация между Секретной службой и местной полицией (которая посчитала Крукса, расхаживавшего по территории с винтовкой, одним из федеральных агентов). Было отклонено предложение об использовании беспилотника для наблюдения за митингом. На сцене в Батлере высоченного (191 см) Трампа окружали агенты, самый высокий из которых едва доставал ему до подбородка, а это означает, что закрыть собой охраняемую персону они не могли. У агентов отсутствовали бронезонтики и бронепапки, которыми, согласно протоколу, следует в случае опасности немедленно прикрыть объект защиты.
И вот — новое сенсационное открытие. Сенатор-республиканец Джош Хоули, ссылаясь на полученную от осведомителя из Министерства внутренней безопасности информацию, заявил, что в день покушения в Пенсильвании Трампа охраняли вообще не профессионалы из Секретной службы.
Оказалось, что многие агенты, находившиеся тогда рядом с кандидатом в президенты, были сотрудниками другого подразделения МВБ, Homeland security investigation (HSI), которое входит в состав Иммиграционной и таможенной полиции США. Сотрудники HSI занимаются расследованием правонарушений, не имеющих никакого отношения к физической защите политиков: финансовых преступлений, мошенничества с документами, эксплуатации детей, секс-туризма. Хоули выяснил, что агенты, которых перебросили в Батлер охранять Трампа, как раз и занимались делами, связанными с незаконной эксплуатацией детей.
В штате Секретной службы состоят более 8,3 тыс. сотрудников (из них 3,2 тыс. — агенты), а её годовой бюджет составляет $3,2 млрд. Почему при таких ресурсах понадобилось привлекать к охране Трампа сотрудников из другого ведомства? Ещё один вопрос, оставшийся без ответа.
По словам сенатора Хоули, единственный инструктаж, который получили эти прикомандированные сотрудники, состоял из двухчасового вебинара с предварительно записанными видео. При этом качество этих обучающих материалов было ниже всякой критики. «Представьте себе 1 тыс. человек, одновременно входящих в Microsoft Teams, после того как в последнюю минуту им сообщили, что каждому необходимо войти индивидуально, — цитирует Хоули своего осведомителя. — Когда всё заработало, инструктор Секретной службы не смог понять, как заставить работать звук на предварительно записанных видео... В общей сложности они перезапускали видео примерно шесть раз... Контент был бесполезен».
С тем же успехом агентов можно было набрать с улицы по объявлению. Двухчасовой вебинар с отсутствующим звуком — практически 100%-ная гарантия того, что охраняемому объекту ничего не грозит.
Сенатор Хоули написал гневное письмо Рональду Роу, и. о. директора Секретной службы, заменившему ушедшую в отставку на волне скандала Кимберли Читл (эта достойная дама, до того как возглавить СС, работала главой службы безопасности в компании PepsiCo). А чтобы привлечь внимание публики к неудобным вопросам, которые он задаёт федеральному чиновнику, Хоули прикрепил копию письма к посту в соцсети X. «Все эти обвинения, — говорится в письме, — в совокупности свидетельствуют о том, что значительное количество персонала, которому было поручено обеспечивать безопасность бывшего президента Дональда Трампа на митинге 13 июля, были вопиюще не подготовлены Секретной службой для выполнения этой миссии».
Можно вспомнить и о том, что, по информации газеты The Washington Post, Секретная служба неоднократно отклоняла запросы на дополнительную безопасность на мероприятиях Трампа в течение двух лет до покушения 13 июля.
Вырисовывается удивительная картина. Экс-президент США, переизбрания которого до смерти боятся в Белом доме, выходит на сцену под охраной не квалифицированных, тренированных агентов Секретной службы, а прошедших двухчасовой вебинарный инструктаж сотрудников другого подразделения МВБ, чья специализация — борьба с эксплуатацией детей. Будь стрелок чуть поудачливее, не повернись Трамп в критический момент к телесуфлёру — и митинг в Батлере закончился бы ещё одним политическим убийством, которыми печально славится Америка.
И хотя в этом случае историки наверняка поместили бы Томаса Мэтью Крукса в один ряд с Ли Харви Освальдом и Серханом Серханом, ответственность за случившееся должна была быть (по справедливости) возложена на бюрократов из Министерства внутренней безопасности, сделавших всё возможное, чтобы покушение на Трампа закончилось его смертью.