Искусственный интеллект гораздо быстрее приведет к катастрофическим последствиям в образовании, чем на рынках труда, в промышленности и так далее. Уже идет торфяной пожар. Потому что мы говорим про внедрение инструментов искусственного интеллекта – не торопясь, подумавши. А он уже внедрился и продолжает поглощать прежнюю систему образования – с экзаменами, зачетами, контрольными работами, домашними заданиями. Во многом уже поглотил, мы не всегда оцениваем масштабы разрушения.
Если ничего не делать, то в перспективе уже не 20 лет, а 3-5 лет, мы окажемся в ситуации, когда нейросеть под ником Студент сдает экзамен нейросети под ником Профессор. И непонятно только, почему мы диплом даем после экзамена, а не до, потому что результат предсказуем. Происходит обнуление образования.
Мы эту угрозу почувствовали, потому что, применив технические средства, и выявляя ситуацию, когда человек с микрокамерой, с микронаушником, с нейросеткой сдает экзамен, мы вытащили этих людей в контролируемый экзамен, и оказалось, что они стремительно деградируют. Они лямбда пишут буквами, они ретрансляторы. Поэтому да, образованию катастрофические угрозы предстоят.
Образование, конечно, не уйдет совсем в ноль. В этом плохом сценарии оно уйдет в ситуацию античности. То есть будет маленькое, очень дорогое, живое образование в 15 ведущих университетах страны, где ни экзаменов, ни зачетов, где группа учеников, как вокруг Аристотеля перипатетики. Платоновская академия, где занимаются технологическими, социогуманитарными проектами. Но это 1% населения в лучшем случае. При обнулении образования в целом – в разных странах, я не только про Россию говорю – и катастрофе в том, кто, собственно, будет заниматься реальным исполнением компетенций.
Есть и другие сценарии, над которыми надо работать. Но прямой ответ – мы идем к очень скорой катастрофе в образовании.