Добавить новость
Главные новости Боярки
Боярка
Июль
2024
1
2
3
4
5
6
7 8 9 10 11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

По закону военного времени 1

0
О судьбах земляков, вплетенных в историю страны.

Из воспоминаний Александра Александровича КОРОЛЕВА, генерального директора ордена Ленина комбината "Ураласбест", Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР, отдавшего Асбесту 50 лет.

В то злополучное воскресенье, 22 июня 1941 года, после возвращения с рыбалки на сердце почему-то было странное тревожное чувство. Звоню сразу же главному инженеру Межиборскому.

-    Как дела, Исаак Семенович?

-    Дела? Вы что, ничего не знаете? Война...

Странно поразило меня это неожиданное известие. Управляющий трестом Нектарий Петрович Пашкин созвал срочное совещание. Решение было суровым, но вынужденным - поставить на консервацию Южное и Северное рудоуправления, закрыть 1-ю и 3-ю фабрики. В строю оставались Октябрьская фабрика, вырабатывающая текстильные сорта асбеста, и наша, вторая, где я был директором. Она давала производственные сорта с полужесткой структурой. Рудная база - Центральное рудоуправление. Вот когда до нас в полной мере дошло, что асбест - важное стратегическое сырье.

В городе полным ходом шла мобилизация. Знакомые рабочие с котомками, провожаемые семьями, направлялись к военкомату. Моим первым побуждением было встать в их ряды, взять в руки оружие...

Утром следующего дня тщетно искал на фабрике начальника одного из ведущих цехов. Оказалось, ночью его отправили на фронт. Такое повторялось не раз.

Перестройка в кадровых вопросах давалась нелегко. Ведь к концу 1941 года больше половины обогатителей нашей фабрики находились в окопах. Работали в подавляющем большинстве женщины и старики.

Дальше стало еще хуже. Из-за нехватки людей перевели цеха на двухсменный режим. Смены Анны Сажиной и Григория Козлова самоотверженно трудились по двенадцать часов. Бывало, с фабрик не уходили, спали тут же, в раскомандировочной, где завхоз установил железные койки. Но никто не жаловался на тяготы, столь неожиданно обрушившиеся на наших людей.

Нектарий Петрович Пашкин, оставаясь управляющим трестом, взвалил на себя еще и ношу директора ремонтно-механического завода, который срочно переходил на производство оборонной продукции. В одной упряжке с ним тянул тяжкий воз К. А. Тарасевич, представитель когорты первых комсомольцев Асбеста.

Это никогда не забудется. Готовясь к первой военной зиме в переполненном городе, горком партии и горисполком наметили построить узкоколейку до Теплого Ключа, что в 20 километрах от Асбеста, в лесной чащобе. Горняки и обогатители, девушки валили вековые деревья, готовили трассу, укладывали в любую погоду рельсы. Их подвиг можно сравнить с героизмом Павла Корчагина и его товарищей в Боярке. Сейчас об этой эпопее не вспоминают, а жаль. Забывается и еще одна узкоколейка - она протянулась от станции Асбест до главного корпуса госпиталя. На железнодорожных платформах вручную перевозили доставленных санпоездами раненых.

Маленький заштатный наш городок оказался полон людей в красноармейской форме. Среди них не только выздоравливающие, но и посланцы частей, приехавшие за пополнением, и военпреды, курирующие выпуск оборонной продукции, и счастливчики-отпускники, прибывшие на недельку домой по случаю ранения...

Принято считать, что цифры и проценты услаждают слух одних экономистов. Не согласен. Когда наша фабрика выполнила план 1941 года по выпуску асбеста на 109,2 процента, все мы, полуголодные и полубольные, ликовали, как дети. Выходит, и мы оборону держали под Москвой и Ленинградом.

Помнится, не хватало угля для барабанов, где сушилась руда. С болью пришлось пожертвовать ближним сосновым бором. Возили дрова на лошадях, пока те не были мобилизованы или не передохли от бескормицы, а затем сами - в сани...

Однажды встречаю за этим занятием старого слесаря-инструментальщика Бодовского. Говорю ему:

-    Никита Петрович, чего же вы за такую тяжесть взялись? Сейчас кого-нибудь помоложе пришлю.

-    Помоложе? Где ты их возьмешь, пусть воюют. Я, Александр Александрович, чуток отдохну и снова впрягусь. А ты ступай, ступай, у тебя дела государственные, негоже директору санки возить.

Тащим с ним санки с дровами, а я про себя думаю: с такими стариками не пропадем.

Не красные слова - стар и млад встали на защиту Отечества. Двенадцатилетний мальчик Володя Помазкин, ученик электрослесаря, тому наглядное подтверждение. Сын фронтовика, вымотанный, посеревший, он работал за взрослого, дело свое знал и никогда не терял бодрости. Так начинал блистательную горняцкую судьбу известный в асбестовой промышленности экскаваторщик, кавалер ордена Ленина, лауреат Государственной премии СССР Владимир Иванович Помазкин.

(Продолжение следует)

Записал Алексей ЧЕЧУЛИН.

Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.





Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
Australian Open

Д. Шнайдер вышла в третий раунд Открытого чемпионата Австралии в парном разряде






МУП «Коммунальное хозяйство» поймали на поставке некачественной воды сельчанам

1919 год. Уходили добровольцы на Гражданскую войну1919

Киев и Лондон: Секреты 100-летнего альянса и влияние на Черное море

Минувшей ночью ульяновские дорожники вывозили снег из Ленинского и Заволжского районов