Жена белого генерала: что случилось с Ксенией Деникиной
Ксения Васильевна Деникина была младше своего мужа, белого генерала Антона Ивановича Деникина на 20 лет, а пережила его на все 26. После смерти супруга Ксения Васильевна, поддавшись на уговоры дочери, перебралась из Соединенных Штатов во Францию. На одном из французских кладбищ до 2005 года и покоился прах вдовы военачальника.
Знакомство с пеленок
С Антоном Деникиным судьба свела Ксению Чиж в родном городке Бела (ныне территория Польши). Тогда она была еще новорожденной девочкой. Если верить Борису Носику, автору книги «Русский ХХ век на кладбище под Парижем», молодой офицер Деникин был дружен с налоговым инспектором Василием Ивановичем Чижом, которому он как-то раз спас на охоте жизнь. Весной 1892 года у четы Чиж родилась первая дочь, которую назвали, как и мать, Ксенией. Деникина пригласили на крестины девочки. Однако Антона больше занимал не ребенок, а Ксения-старшая, статью и красотой которой он был поражен. Но Чиж была замужем, поэтому всю свою нерастраченную нежность Деникин отдавал ее дочери.
Антон Иванович баловал Асю (именно так называли Ксению-младшую в семье) подарками, а впоследствии следил за ее успехами в Институте благородных девиц и на Курсах преподавательниц русской истории. Но только и всего. Он долго не решался сделать Асе предложение, так как был застенчив. Да и разница в возрасте его останавливала. К тому же, как утверждает Владимир Черкасов-Георгиевский, автор книги «Генерал Деникин», Ксения Чиж пережила драму: ее жених-гусар погиб на фронте. Однако именно Ксения сделала первый шаг. Свою роль в развитии отношений будущих супругов сыграла известность Антона Ивановича. О нем тогда писали все газеты.
«Почтовый роман» и семейная жизнь
Между Деникиным и Чиж завязался так называемый роман по переписке. Ксения адресовала Антону Ивановичу, как он сам выражался, «славные, ласковые, нежные строчки», но военачальник долго не мог поверить своему счастью. Он предложил Асе свои руку и сердце только в 1916 году, когда девушке уже исполнилось 24 года, а сам Антон Иванович получил генеральский чин. Впрочем, даже тогда влюбленным пожениться не удалось: революция нарушила все планы. Как выражается Владимир Рунов в своей книге «Особняк на Соборной», скромная, почти походная свадьба состоялась лишь в 1918 году, уже после бегства Деникина из Быховской тюрьмы.
Через несколько месяцев после бракосочетания на свет появилась единственная дочь Деникиных, Марина. Правда, если верить самой Марине, которая под псевдонимом Грей написала книгу «Мой отец генерал Деникин», Антон Иванович всегда мечтал о сыне. Военачальник планировал назвать наследника в честь своего отца – Иваном. По признанию Марины, отец полюбил ее только тогда, когда стал учить ходить. Едва малышка сделала свои первые шаги, супруги уехали за границу. Они сменили несколько стран прежде, чем осели во Франции. Но и там Деникины жили лишь до окончания Второй Мировой войны. В 1945 году они перебрались в США. Уже взрослая Марина со своим сыном Михаилом осталась в Париже.
Последние годы
Как утверждают авторы издания «Зарубежная Россия: организации российской эмиграции 1917-1939», И. В. Сабенникова, В. Л. Гентшке и А. С. Ловцов, в США Ксения Васильевна Деникина работала в Славянском отделе Колумбийского университета, а также писала статьи для русскоязычной прессы. Но такая жизнь продлилась недолго. В 1947 году Антон Иванович скончался. Он умер на руках у любимой жены. Напоследок генерал велел Асе передать Маше (так он называл свою дочь Марину) и внуку Мише, что уходит со спокойным сердцем и оставляет им ничем незапятнанное имя. А потом почти крикнул: «Вот не увижу, как Россия спасется!».
Ксения Васильевна, если верить Олегу Смыслову, автору книги «Любовь на службе царской», пережила Деникина на четверть века. После смерти мужа, Деникина, которая уже являлась гражданкой Соединенных Штатов, по настоянию дочери перебралась во Францию. Там она и скончалась в 1973 году в возрасте 80 лет. Свой, как тогда казалось, последний приют Ксения Васильевна нашла на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Однако в 2005 году ее прах, так же, как и прах ее супруга, был перевезен в Россию и захоронен в Донском монастыре.