В Чувашии прошли «Большие гастроли» оперной студии Ипполитовки
Строгий академизм и приверженность классике
Хотя опера Александра Даргомыжского «Русалка», в основу которой легла одноименная пушкинская пьеса, не отличается ни изысканностью мелодизма, ни сложностью ладотонального плана, ни богатством оркестровки, композитор фактически шагнул в будущее. Он преобразовал «привезенную» из Европы технику «бельканто», что в переводе с итальянского языка означает «красивое пение», в активную, действенную музыкальную речь и заставил вокалистов мыслить, а не просто сыпать колоратурами, упражняясь в виртуозности и совершенстве голосового аппарата. Ноябрьские показы произведения, прошедшие в Чебоксарах, Новочебоксарске и Алатыре в рамках федеральной программы «Большие гастроли», заставили нас взглянуть на жанр оперы с новой стороны и открыть в ней черты настоящей драмы.
Оперная студия Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова, осуществившая этот масштабный проект совместно с камерным хором и симфоническим оркестром вуза, всегда славилась строгим академизмом и приверженностью классике, чего порой так не хватает на современной сцене. Бережное сохранение добротных традиций прошлого по сей день остается творческим кредо коллектива, повлиявшим и на постановку «Русалки». Режиссер Олеся Манжа и дирижер, заслуженный артист России Евгений Самойлов построили ее драматургию на взаимодействии двух контрастных миров, проникающих друг в друга и вступающих в противоборство.
На одной чаше весов — колоритные картины быта, загадочные зарисовки подводного царства и вполне земные портреты Князя и Княгини, чьи партии буквально увешаны всяческими музыкальными украшениями, как дешевой бижутерией, и статичны от первой до последней ноты. С другой стороны — образы Наташи и ее отца Мельника, претерпевающие ряд существенных трансформаций, поскольку оба одиноки, чураются общества и сбегают из неуютной реальности в мистическую потусторонность.
В исполнении выпускницы кафедры «Академическое пение» Елены Лебедевой-Филипповой и ведущего баса Московского театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова, заслуженного артиста России Виталия Ефанова герои проходили напряженный путь развития, что подчеркивалось и вокально, и драматически. Человеческая теплота и мягкая округлость фраз сменялись мертвенной холодностью, отрешенностью и сдержанностью мотивов, леденящих нутро подобно глоткам студеной ключевой воды. Простоватая песенно-танцевальная основа материала, изначально довольно безыскусного и непритязательного, обрастала диссонансами, декламационностью и угловатостью интонационных ходов, с каждым следующим тактом ложась на слух все труднее и труднее.
Творческий тандем воспитанников Ипполитовки, пока только начинающих свою сценическую карьеру, и солистов Московского театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова, уже опытных и сформировавшихся, вообще можно назвать характерной особенностью постановки. Так, например, в образах Князя и Княгини блеснули заслуженный артист России Михаил Губский и Диана Толасова, а партии Наташи и Мельника в одном из показов спектакля исполнили заведующая кафедрой «Академическое пение» Марина Ефанова и ученик Виталия Ефанова, молодой певец Виктор Моченов.
ВАЛЕРИЙ ВОРОНА, руководитель проекта, заслуженный деятель искусств России, профессор, ректор Государственного музыкально-педагогического института имени
М.М. Ипполитова-Иванова:«В нашей сфере без соблюдения традиций ничего не добьешься. Несмотря на внешние изменения в молодежной среде, в ориентирах, связанных с интернетом и соцсетями, ребята заняты своим саморазвитием, у нас здесь нельзя упускать время. Сейчас Китай, Япония, Корея подхватили наш опыт и вкладывают огромные средства в музыкальное образование людей. Они поняли, что молодежи, ориентированной на саморазвитие, чужды искривления. Ей не интересны ночные клубы, преступления… Музыка захватывает полностью, ты подчинен своим творческим задачам, и все остальное не интересует. Это совсем другая социальная среда в обществе, мышление другого уровня».