Челябинские мастера граффити выходят на новый уровень
На стенах домов, на тротуарах, в метро…
История жанра граффити (в переводе это слово означает «царапины») началась еще в 20-е годы, когда враждующие криминальные группировки больших городов стали помечать свою территорию особыми знаками. Вскоре, однако, криминал потерял интерес к граффити, и надписи стали средством самовыражения молодежи.Расцвет жанра наступил в 60-е годы, когда в продаже появились аэрозольные баллончики с красками – основной инструмент райтера (это слово в переводе означает «писатель»). Стены, заборы, витрины часто расписывались так, что свободного места не хватало. Теперь за территорию боролись сообщества уличных художников, которые вырабатывали свой стиль росписей.
Понятно отношение городских властей к такому творчеству. Райтеров обвиняли в хулиганстве, порче чужого имущества. В сущности, борьба с неизвестно откуда возникающими настенными рисунками продолжается и до сих пор.
Однако в конце двадцатого века уличное искусство стало более требовательным к себе. Появились свои школы, направления, классики жанра. Граффитистов приглашали в крупные галереи и заказывали роспись стен и конструкций к каким-либо крупным событиям. Некоторые мастера – такие, как обитатель Лондона Бэнкси, – становились крупными фигурами в мире современного искусства.
У нас в Челябинске
История граффити в городе формировалась так же, как и везде – стихийно. Если человек хочет рисовать, он выбирает сам – холст и кисть или баллончик и стена…– До сих пор у нас в городе больше тех, кто предпочитает оставлять на стенах свои следы, оставаясь неизвестным, – рассказывает директор компании Graffiti Russia Павел Щеклеин. – А наша компания началась с оргкомитета фестиваля, программа которого включала в себя не только граффити, но и хип-хоп, воркаут и другие элементы молодежной культуры. Постепенно мы знакомились с новыми художниками, которые хотели бы заниматься любимым делом совершенно легально. Потому что многие граффитисты в конце концов ушли в дизайн, другие направления творчества, которые, скажем, позволяют зарабатывать на жизнь.Постепенно многие челябинские фестивали стали включать в себя граффити-площадки. Созданные мастерами стрит-арта работы на специальных конструкциях украшали скверы и парки.
– Со временем созрела идея сотрудничества с городской администрацией, – рассказывает Павел Щеклеин. – Потому что фасады и торцы зданий, которые становятся арт-объектами, смотрятся гораздо лучше, чем скучные серые стены. К тому же мы предложили организовать в городе фестиваль современного уличного искусства, пригласив именитых художников из других городов. К счастью, администрация тоже сделала шаги нам навстречу.
Без помощи «административного ресурса», как отмечает Павел, художникам вряд ли удалось бы собрать необходимые подписи жильцов тех домов, которые сегодня расписывают мастера стрит-арта. Особо отмечают организаторы поддержку со стороны регионального оператора капитального ремонта.
– Мы поддержали художников стрит-арта, потому что считаем, что в городе, к сожалению, не хватает ярких красок, – отмечает директор регоператора Вадим Борисов.Подписей, однако, надо собрать так много, что команда организаторов фестиваля не успевает к обозначенным в планах срокам. И потому роспись ряда объектов решено перенести на следующий год.
Впрочем, об этом мы расскажем подробнее в следующей публикации, посвященной самому фестивалю.
«Вечерний Челябинск» не имеет коммерческих отношений с организациями, указанными в данном материале.
Фото предоставлены компанией Graffiti Russia