Студенты или фикция. За что задержано руководство вуза в Ульяновске?
На ниве образования в России кипят нешуточные страсти. Особенно ярко это проявляется, когда дело доходит до выявления различных злоупотреблений.
«Безосновательно зачисляли студентов, не владеющих русским языком»
Всякий раз, когда уголовные дела возбуждаются против работников педагогической сферы, возникает дискуссия — а из-за чего, собственно?
Органы СКР по Ульяновской области расследуют факты злоупотреблений полномочиями в руководстве Ульяновского государственного технического университета.
В сообщении СУ СК России по Ульяновской области говорится: «Предварительно установлено, что лица из числа руководства Ульяновского государственного технического университета с 2022 по 2025 год безосновательно зачисляли в вуз иностранных студентов, не владеющих русским языком и не способных осваивать образовательную программу. За каждого зачисленного студента из бюджета Российской Федерации на счет вуза переводились денежные средства. Всего за указанный период руководством университета было необоснованно зачислено не менее 129 иностранных студентов, что повлекло причинение ущерба бюджету Российской Федерации на сумму около 20 миллионов рублей».
Интересно, что, по данным правоохранительных органов, операцию в общежитии, где проживали студенты, которые не в состоянии общаться на языке страны пребывания, пришлось проводить «при силовой поддержке бойцов Росгвардии».
Заслуженный специалист
Претензии силовиков возникли к ректору УлГТУ Надежде Ярушкиной, директору международного института УлГТУ Павлу Пазушкину, начальнику отдела УлГТУ по работе с абитуриентами Евгению Склярову и проректору по довузовскому дополнительному образованию и организации приема абитуриентов Екатерине Баландиной.
А дальше начинается скандал в духе: «Товарищ Сталин, произошла чудовищная ошибка!» Защитник говорит, что Надежда Ярушкина — заслуженный специалист, светило в области ИТ-технологий, и меры в отношении нее являются ударом по перспективам развития российской науки и техники.
Адвокат ректора настаивает, что вся работа вуза велась исключительно в рамках закона. Ярушкина является заместителем председателя Общественного экспертного совета по развитию информационных технологий при губернаторе Ульяновской области, имеет почетные звания и грамоты.
Аргумент защиты простой — задачу увеличения числа иностранных студентов в вузах ставил глава государства. Кроме того, программы высшего образования допускают в России обучение иностранцев, не знающих русского языка, на подготовительных курсах либо в рамках англоязычных программ.
Педагогические «нюансы»
Так что же получается, 62-летнюю женщину побеспокоили напрасно и она попала под «каток репрессий»?
Здесь как раз и начинаются «нюансы». Накануне aif.ru сообщал о криминальной истории в Челябинске, где племянника знаменитого хоккеиста Сергея Макарова заподозрили в злоупотреблениях в хоккейной школе.
Директор школы имени Сергея Макарова, по версии следствия, за оформление перехода юного игрока в другую команду взял мзду хоккейными клюшками на 200 тысяч рублей. Которые потом реализовал, потратив деньги по своему усмотрению.
Хоккейная школа имени Сергея Макарова в Челябинске работает почти два десятка лет, выполняет важную социальную миссию. Очевидно, что претензии к директору на ниве злоупотреблений положительно на ней не скажутся. И что, в таком случае игнорировать предполагаемое нарушение закона?
Дверь к знаниям или лаз для криминала?
В Ульяновске получается в чем-то схожий сюжет. Внешне руководство вроде бы решает поставленные задачи, однако следствие считает, что наполнение не то.
О чем речь? Источник aif.ru в структурах МВД объясняет: «Это давняя история с российскими вузами. Представьте, что существует квота на иностранных студентов. Вы можете взять на это место паренька или девушку из-за границы, который действительно рвется к знаниям. А можете взять того, кому нужно здесь легализоваться. А чем он дальше будет заниматься, вас не очень волнует. В бизнес подастся либо станет членом этнической криминальной группировки — как бы то ни было, в вузе он числится лишь формально, но при этом и не отчисляется. То есть по бумагам у нас студент, а по факту — проблемный персонаж, с которым потом работать уже органам».
Разумеется, такой сценарий реализуется только при прямой заинтересованности руководителей учебного заведения. А вот есть она или нет, определить должны следствие и суд.