Сотрудникам аэропорта Карелии пришлось мобилизовать все силы
Теракт – это была одна из версий причин катастрофы самолетов Ту-154 и Ту-134, упавших практически одновременно одним ужасным вечером ровно 20 лет назад. При этом изучали и другие возможные причины трагедии, которые унесли в общей сложности 89 жизней. Пока спецслужбы разбирались с произошедшим, в петрозаводском аэропорту заверили – у нас такой трагедии никогда не произойдет.
В ЗАО «Аэропорт Петрозаводск», именно так назвали аэропорт в Бесовце, в те годы приземлялись самолеты из Хельсинки, Череповца и Архангельска. Оставалось в том августе еще два рейса из Анапы. Самолет класса Ту-154, который разбился накануне, к нам не залетал. А вот Ту-134 – да, бывал нашим гостем. И брал на борт около 70 пассажиров. Летом обычно все места бывали заняты. Начальник службы безопасности аэропорта Александр Падалко заверил, что перед вылетом его коллеги осматривают каждое воздушное судно. Впрочем, так же, как и после приземления. Александр Николаевич не стал раскрывать своих секретов, и это правильно. Из Москвы уже пришла директива с требованием усилить меры безопасности. В том числе и самую главную – «не болтай!»
Возможно, с этой бумагой из центра было связано и то, что тогда большие начальники быстро перестали упоминать теракт, как причину крушения лайнеров. Хотя многие сотрудники безопасности были уверены: таких совпадений (одно и то же время, одно и то же место вылета) не бывает. Но к тем жителям Карелии, которые купили билеты на транзитные самолеты, вылетавшие из нашего аэропорта, обратились со словами поддержки: «Примем все меры, чтобы подобное не повторилось».
...
В марте 2005 года в Шанхае должен был состояться очередной Чемпионат мира по программированию. Готовились к нему российские спортсмены уже летом 2004 года. На базе ПетрГУ проходили летние тренировочные сборы. И по накалу страстей эти соревнования ни в чем не уступали первенству планеты.
На сборы прибыли представители 14 вузов из разных городов страны. В том числе знаменитая команда из Санкт-Петербурга, про которую говорили, что они в том году выиграли все, что могли, стали чемпионами мира в Праге, победителями Кубка Главы Карелии. Их тренер Андрей Лопатин сказал: «У них есть неплохие шансы получить медаль на Чемпионате мира. Опыт, который они получат, я надеюсь, пригодится им во многих жизненных областях, не только в программировании». Нашу республику представили две команды – ПетрГУ и (впервые) Педуниверситета. Были и школьники, которые давно выступали наравне со студентами, а иногда превосходили их по результатам. Пока на сборах карельские программисты были только шестыми, но это не мешало их наставнику Владимиру Кузнецову гордиться своими воспитанниками: «Будущее у них самое замечательное. Главное, что у этих ребят есть – это огромные знания, навыки, умение работать».
В то время, как в классе шли соревнования, в орг-центре болельщики, тренеры, члены жюри следили за турнирной таблицей. Олег Христенко не скрывал своего удовольствия – его команда из МГУ в тот день лидировала. В составе команды был призер предыдущего чемпионата мира Петр Митричев. Все задания были на английском. За пять часов нужно было успеть решить десять заданий. В них было больше математики, чем программирования. Решение каждого – на уровне маленького открытия.
Карелия в таких соревнованиях участвовала сравнительно недавно – всего шестой год. Но уже тогда студенты и преподаватели были готовы выступить инициаторами олимпийского движения программистов. Поэтому в кабинете первого проректора ПетрГУ, которым тогда был Анатолий Воронин, состоялась рабочая встреча со спонсорами из Москвы, где обсуждали дальнейшую организацию соревнований программистов.
Карельский государственный педагогический университет отметил день рождения. Первым факультетом вуза стал физико-математический. Его выпускники стали гордостью этого учебного заведения. Жаль только, что материально-техническая база вуза и в 30-е годы прошлого века, и в начале нынешнего оставляла желать лучшего.
Саул Давидович Вагнер, профессор кафедры экспериментальной физики, был человеком удивительной судьбы. Он родился в Нью-Йорке, учился в Ленинграде. И на тот момент уже 50 лет работал в КГПУ. Когда нужно было создавать лабораторию, он пошел на склад сельхозтехники и там по сходной цене набрал массу полезных для наглядного изучения физики приборов. Остальное собрали со студентами сами – тем и пользовались. Вместе изучали свойства плазмы и с успехом защищали свои научные труды.
«Не все самодельные. Тут очень много приборов промышленного производства. И всегда для каких-то конкретных целей приходится самим тоже изготовить ряд узлов», - рассказывал профессор Вагнер. Еще одной лабораторией гордился вуз – той, где стоит барокамера. Ее в 1960 году подарил вузу Бесовецкий авиаполк, а до этого в ней тренировался космонавт Андриян Николаев.
«Ничего, что техника у нас старая, зато студенты лучшие, а выпускники зачастую уникальные», - говорили преподаватели. «На сегодняшний день учителей географии, химии готовит только наш вуз, - заявил проректор по научной работе Александр Федоров. – Для школ не только Карелии, но и Мурманской области». Материально-техническая база КГПУ всегда была хуже, чем у ПетрГУ, но руководство вуза не унывала, надеялось на помощь властей. В 2004 году правительство РК обещало подарить автобус. Кстати, в сентябре к нам собирался пожаловать принц Эдинбургский и завернуть к нашим студентам в гости. И все были уверены, что к его приезду что-нибудь отремонтируют.
Таким было 29 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2004 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.