Свердловский театр музкомедии открыл сезон спектаклем «Баядера»
И новый сезон начала с того самого «восклицательного знака» — шедевра Кальмана, без которого (имени композитора и самой оперетты) немыслима афиша театра, работающего в легком жанре.
Между прочим, и у «Баядеры» — юбилей. В 1923 году ее впервые сыграли в Москве, в Театре на Дмитровке, который сегодня — Московский театр оперетты. А уж после успешного дебюта на столичной сцене «Баядеру» ставили практически все существовавшие на тот момент музыкальные театры страны. И всегда публика тепло принимала спектакль, он надолго входил в репертуар, даже если постановка была не «отягощена» умной режиссурой. Самой музыки Кальмана было достаточно, чтобы пленять зрительские сердца.
На рубеже веков театр (и в мире, и в России) все больше становится режиссерским, включая и музыкальный жанр. Предыдущая постановка «Баядеры» (2001 г.) в Свердловской музкомедии была уже не только набором хитовых арий, зажигательных танцев — она несла конфликт главных героев, наследного принца одной из восточных стран Раджами и звезды парижского варьете Одетты. Конфликт человеческий, конфликт ментальный. Восток и Запад. Сначала дуэль, и лишь потом — дуэт.
Нынешняя постановка — шестая «Баядера» на сцене Свердловской музкомедии. Версия режиссера-постановщика Филиппа Разенкова сохраняет конфликт Востока и Запада (естественный для этого сюжета), но акцент другой — более актуальный, учитывая нынешние ценности мира. Про свободу. Напомню: звезда парижской сцены Одетта Даримонд получает от принца Раджами предложение стать его женой. Она любит Раджами. Но оказывается перед мучительным выбором: стать женой Раджами — значит, отказаться от сцены, где за миг вдохновения она готова отдать жизнь. А тут еще доброжелатели предупреждают: принца в его родном Лагоре ждет настоящая невеста, Одетта же останется для него баядерой — танцовщицей, актрисой.
Интрига крепкая, способная держать зрителя во все времена. Но повторюсь: тема свободы или зависимости, семейных уз или реализации таланта — если не «злоба дня», то, как говорится, варианты возможны. Не факт, что талантливая женщина предпочтет сегодня (а действие «Баядеры» придвинуто к нашим дням) любовь, предав свой талант… В общем, есть что играть. Даже в вокале. И исполнительница главной роли Ольга Балашова, что называется, под стать масштабу героини, ее драме. С выразительным сопрано, почти оперного диапазона. Сильная и многоплановая актерски. Что уж, простите меня, говорить про Андрея Опольского в роли Раджами?! Его глубочайший, густой баритон словно создан для того, чтобы петь любовь — именно драму любви, а не когда «на небе ни облачка»…
Другое дело, что театр талантливо сыграл и комическую часть «Баядеры» — то, что воплощают образы фабриканта Луи-Филиппа ла Туретта (Владимир Фомин), его жены Мариетты (Анастасия Ермолаева), журналиста Наполеона (Евгений Толстов), театрального продюсера Пимпринетти (Александр Копылов). Известно: в оперетте драматическую историю главных героев, как правило, оттеняют герои-простаки и комическое окружение в эпизодах. Но именно — «оттеняют», именно — «в эпизодах». В нынешней «Баядере», к сожалению, сочно придуманные и исполненные «эпизоды» порой затмевают главную коллизию. Театр словно опасается, что публике станет скучно. Не по этой ли причине в третьем акте, в аэропорту, появляется фраза про «даже на Чебоксары рейс задержали». Где — Париж, а где — Чебоксары. Зачем это? Чтобы вызвать аплодисменты? Зря. Кальман в дополнительной «поддержке» не нуждается.
90-летию театра посвящается…
«Баядера» войдет в историю юбилейного года Свердловской музкомедии. Это будет большой театральный марафон. 4 сентября губернатор Евгений Куйвашев подписал распоряжение о подготовке и проведении в 2023 году мероприятий, посвященных 90-летию театра.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в новом сезоне театр «Урал Опера Балет» в Екатеринбурге представит пять премьер.