Амбассадор Уральских гор: знаменитый путешественник Олег Чегодаев побывал в Магнитке
В Магнитогорске побывал знаменитый спортсмен, путешественник, фотограф из Уфы Олег Чегодаев. Летом этого года он на своем каяке прошел почти 5000 километров по рекам западной части Уральского горного хребта от Башкирии до Северного Ледовитого океана.
Это первый визит путешественника в Магнитогорск, однако, как оказалось на встрече в переполненном зале Центральной городской библиотеки им. Б.А. Ручьева, многие наши земляки с большим интересом следили онлайн за его Одиссеей. Да и сам Олег отзывается о магнитогорской школе туризма и путешествий как одной из сильнейших в стране.
Одиссея Чегодаева
– Я плотно сижу на этом «наркотике», который называется путешествия, и слезть с него очень сложно. Моя главная цель – это популяризация Урала, туризма на Урале и бережного отношения к природе на Урале, – говорит спортсмен.
В 2021 году Олег Чегодаев прошел пешком Уральские горы с юга на север, за 109 дней преодолев почти 3200 километров. На основе своих дневниковых заметок он написал большую книгу «Уральская экспедиция Чегодаева», в которой помогает всесторонне понять и узнать Урал: фотографии, карты, описания маршрутов, интересные факты о местности и будни путешественника. Книга получилась объемной и… тяжелой. Общий вес тиража – 16 тонн. И если первый том автор условно назвал «Земля и горы», то второй, «Вода», по результатам «Уральской одиссеи Чегодаева» этого лета будет написан и издан в 2027 году. Также планируется смонтировать многосерийный фильм о путешествии.
Одиночное водное путешествие Олега Чегодаева стартовало 16 апреля в поселке Верхнебельском Белорецкого района Башкирии и завершилась 11 августа на берегу Карского моря. За 118 дней Одиссеи спортсмен на своем каяке преодолел 24 реки Башкирии, Свердловской области, Пермского края, Коми, побывал на границе Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Одна из самых ценных историй в путешествии – это придумать классную идею, считает Олег. Идея «Уральской Одиссеи» возникла в октябре 2021 года, когда после своего первого большого похода он так же ездил с выступлениями по городам, и многие спрашивали: «А что дальше»?
Все три года, что писалась его книга, спортсмен продолжал ходить в походы и знакомиться с опытом других путешественников. Одной из важнейших книг об Урале Олег считает монографию Эрнста Гофмана «Северный Урал. Береговой хребет Пай-Хой» по итогам экспедиции Русского географического общества 1847-50 годов, которая прошла весь север Урала пешком, по рекам, на оленях, лошадях. Было бы крайне интересно идти по их стопам, показывать, как изменился Урал за 175 лет, однако в итоге эта идея была отметена. Рассматривал путешественник путь Ермака, маршрут художника и исследователя начала ХХ века Бориса Безсонова, походы советских и современных туристов, но все они после большой пешей экспедиции показались слишком короткими.
В итоге пришла идея сделать что-то принципиально новое, что еще никто не делал – обплыть Урал на лодке по кругу: вначале вверх до Карского моря, а затем перебраться на восточный склон и подняться вверх по Оби. Однако земляк Чегодаева, известный путешественник Рафаэль Авсахов сказал, что такой большой переход невозможно совершить за один сезон. И тогда возникла идея первого в истории непрерывного водного путешествия по рекам Урала с юга на север страны.
– Я помню этот день, 7 ноября 2023 года, когда у меня возникла мысль: если эту книгу я «написал» ногами, то следующую надо «написать» руками, то есть веслом, – рассказывает Олег.
На тот момент оставалось менее 1,5 лет, чтобы подготовиться к экспедиции. Но, как показывает практика, ни к одному большому походу нельзя подготовиться полностью, учесть все-все: часть вопросов пришлось решать по пути. И никогда не надо надеяться на легкое путешествие. Лучше ждать плохого, и тогда, скорее всего, все будет лучше.
О сплавах
– Я заранее извиняюсь перед людьми с веслами, но я не люблю сплавы. Не любил их тогда, и не люблю сейчас. Проблема в том, что я их просто не запоминаю. Сплав – это как ехать на поезде. Сидишь, смотришь в окно и практически ничего не запоминаешь, кроме каких-то ярких станций. В пеших маршрутах я помню каждый день – когда ты идешь ногами, все это прочувствовал, ты это помнишь. Сплав – это, зачастую, день сурка.
О медведях
– Медведи меня беспокоили больше, чем в 2021 году. Я понимал, что когда идешь по реке, вероятность встречи с дикими животными более высока, потому что река – это и вода, и еда, и дорога, и вдоль по берегу медведи часто ходят. Когда ночуешь на берегу, и у тебя полная лодка вкусной еды, вероятность встретить медведя гораздо выше.
Один из самых ярких моментов всей «Одиссеи»: на этой фотографии четыре медведя сняты, вы их не видите, но они там есть. Во время волока из Лопьи в Унью я оказался на перевале, где меня окружило четыре медведя. Я для себя поставил галочку на сердце – если вы думаете: да что тут, 100 метров, не надо брать фальшфейеры и другие средства, сразу, как только вы это подумаете, они вам понадобятся., Я решил сходить сфотографировать пейзаж, подумал: все рядом, палатка стоит метрах в ста, и буквально через мгновение появляется один медведь, второй, третий, четвертый… и у нас начинается гонка: кто быстрее добежит до палатки, я или они. Я бегу к палатке и они бегут к палатке, зачем, я не понимаю. Я ору. И с одной стороны мне очень страшно, а с другой стороны так классно – наконец-то мне будет, что рассказать людям. Ведь каждый день ты гребешь, спишь, ешь, а тут четыре медведя у палатки – класс. Я их разогнал, собрал палатку, решил, что на этом медвежьем празднике мне не место и пошел выше.
Вообще надо сказать, что медведи видят нас чаще, чем мы их. В целом медведей становится больше, потому что меньше охотников, лицензии сложнее купить, они дорогие, и звери активно размножаются. Вторая проблема, что люди оставляют еду, и они на эту еду идут, подходят к поселкам, в помойках шарятся. Чем дальше уходишь в лес, тем медведи спокойней. Одна из самых опасных встреч была на улице поселка. Если медведь нормальный, он сторонится людей, если же он пришел в деревню, у него не все в порядке.
О фотографии
– На реке Белой я фотографировал шихан Юрактау. Для меня было важно, чтобы в будущей книге все три шихана, мимо которых я проплывал, были сфотографированы. И это был последний шихан, это был тяжелый день, я прошел очень много километров, шел дождь, я промок, устал, замерз, и я долго ждал, не ложился в палатке, не отдыхал, пока не откроется небо, не успокоится ветер, чтобы сфотографировать шихан. И только я был готов это сделать, как выехала «Нива», остановилась перед шиханом, водитель открыл капот и начал ее ремонтировать.
Я был взбешен! Я хотел пойти к нему и все высказать, но потом я подумал: наоборот, это прекрасная история, потому что это – олицетворение закона подлости. Вообще в XXI веке ценность фотографии не в ее эстетической составляющей, и красота уже не так важна, как те истории, которые она рассказывает. И эта фотография была намного интересней, чем просто шихан, красивый, но без машины, потому что это история про чувства и закон подлости, и мое отношение к этой истории. В итоге я благодарен этому мужику, потому что без него ничего бы этого не было.
О спортивной злости
– Меня очень много поддерживает людей, и они всегда стараются прислать все самое плохое, что можно ожидать от маршрута: где ты ни за что не пройдешь, где видели медведя пять месяцев назад… Про реку Серга мне многие писали: тебя там смоет, там большие перепады, и ты точно не пройдешь. И я настолько был заведен этой историей, что из злости спортивной, чтобы себе и другим доказать, за первый день на реке практически не вылезал из лодки, хотя можно было где-то пронести ее, не тратить силы. И это оказалась очень важная история, как спортивную злость в себе вызываешь и на этом идешь. И в целом мой маршрут построен на этой истории во-многом. У меня есть на каждый день километраж, который я должен пройти по плану, но я всегда стараюсь пройти больше. И в Одиссее, и в прошлой экспедиции не было ни одного дня, чтобы я не превысил его. Так как соревноваться не с кем, ты идешь один – ты соревнуешься с собой. Поставил себе цель пройти 50 км – надо пройти 60. 70 – отлично, 90 – вообще красавчик. Чем больше цель, тем больше сил.
О личном
– Многие предпочитают путешествовать подальше, а я считаю, что классно путешествовать по своим родным местам, потому что ты можешь в путешествие вставлять свои личные истории. И когда я планировал маршрут «Одиссеи», я понял, что обязательно хочу проплыть через место моей силы, где я вырос, где я стал таким, какой есть, – через деревню Байряшка на реке Уфа. Там мои дети, которые меня встречали, родители, пасека. Место невероятно красивое и достаточно глухое – нет дороги, нет электричества, и можно приехать только по воде. Здесь я много плавал, много лазил по горам, по скалам, по лесу, очень много читал и достаточно много скучал, потому что детей здесь почти не было, а скука отлично развивает фантазию, и потом ты придумываешь классные проекты и встречаешься с классными людьми. Возможно, именно в этом и секрет моего успеха.
И когда я уплывал отсюда, достаточно рано утром, Катя, моя старшая дочь, так надрывно крикнула мне в спину: «Пока!». Это попало на видео, и я это видео потом десятки раз пересматривал, и было очень тяжело, а с другой стороны, я понимал, что делаю свои маршруты и для своих детей тоже, чтобы быть для них примером, чтобы они могли мной гордиться, и это меня поддерживало. Я стараюсь, чтобы походы в горы были для них праздником. Если мои дочери захотят путешествовать, я буду очень рад этому, я считаю, что и мальчики, и девочки могут наравне ходить по горам, путешествовать, куда захотят. Главное – ходить по горам не ногами, а головой и думать, что ты делаешь.
Пока машешь веслом, можно подумать, о чем будешь писать, как монтировать ролик, у меня было скачано много аудиокниг. Я люблю одиночество, детство провел с книжками, и мне хорошо одному. С другой стороны, у меня есть спутниковая связь, я каждый день общаюсь с женой, и я знаю, что за моей Одиссеей следят тысячи людей, читают, оставляют комментарии, и я на них отвечаю.
О людях
– В 2021 году была история, как туристы из Первоуральска встретили меня неожиданно на пути, накормили окрошкой, и в этом году я шел и думал: а будет со мной такой сюрприз или нет? И вот во время моего большого волока вдоль дороги, снег, холод, я очень замерз, и вижу – ребята, яркие, спортивные, меня встречают, говорят «О, привет! Мы тебя ждали, приготовили тебе борща». Хотя я не люблю борщ, но все равно спасибо.
Поддержка людей принимала разные формы. Вообще меня очень поддерживали, особенно на первой половине маршрута. Каждый день меня встречали с едой, потому что меня было видно на трекере, и меня было можно отследить. А на Каме случилась самая интересная и прекрасная история про поддержку людей. Это был очень тяжелый день, я много греб, было жарко, я дошел до Усолья, одного из самых красивых исторических мест, и под конец дня, обессиленный, я вошел в Березники – большой город. На берегу нашел какой-то закуток, весь в крапиве, в комарином месте, поставил палатку, духота, у меня порвался надувной коврик, я просто лежу в трусах, потный, грязный, на этом надувном коврике, мне плохо. И слышу шаги за палаткой и голос:
– Вот, дети, посмотрите, здесь живет путешественник! А давайте заглянем в палатку? (вот он там лежит в трусах). А мы вам пиццу привезли горячую, только что сделали (сейчас надену штаны, спасибо большое).
Было по-разному, но всем спасибо большое за поддержку, это очень важно для меня.
О волоке
– Весь маршрут у меня был проверен, но места больших волоков в районе водораздела (между реками, которые текут на юг и которые текут на север – прим. автора), были под большим вопросом. Я до конца не знал, по какой реке пойду, планировал посмотреть по ситуации, потому что реки бывают разные – в зависимости от погоды бывает много воды, бывает мало. Я выбрал реку Лопья, и здесь был возврат к 2021 году. Тогда я сидел на горе Мунин-Тумп, смотрел на Лопьинский камень и думал, что когда-нибудь здесь окажусь. И это время настало через 4 года.
И именно здесь, на волоке через горы по рекам Лопья и Хулахъелнъя, я впервые начал разговаривать с лодкой. Несколько раз я обнимал ее, говорил: «Потерпи пожалуйста! Не ломайся, не протирай дно», потому что тащил по камням и видел, как на их острых гранях остаются красные пластиковые стружки со дна каяка. Было беспокойно и тяжело. Я ходил челночно – тащил рюкзак, потом тащил лодку, было очень большое напряжение, как никогда. Было понятно, что куску пластика от моих обнимашек и просьб ни тепло, ни холодно – это нужно было мне.
Я мыслю образами, и мне очень хотелось запечатлеть сверху, как человек тащит морской каяк в дебрях Северного Урала, непонятно, как он там оказался, но реальность, к сожалению, оказалась более простой. Северный Урал я называю «скучный Урал», потому что он относительно пологий, но я все равно поснимал.
О финише
– Когда ты шел к своей цели более ста дней, ты уже воспринимаешь финиш как должное, потому что все случилось уже раньше, и путь важнее, чем цель.
15 серебряных жетонов с символикой «Уральской одиссеи Чегодаева» спрятано в различных местах маршрута, и можно попробовать их отыскать.
Одна из целей экспедиции – сбор 600 тысяч рублей для подопечных Фонда «Мархамат» – детей с ограниченными возможностями здоровья на организацию летнего пятидневного лагеря в горах Белорецкого района для 15 детей с ОВЗ, родителей и педагогов. Посещение лагеря поможет детям лучше узнать природу Урала, социализироваться и получить новые навыки.
