«Можно их депортировать?» Жители челябинского города Коркино устроили ночной погром после убийства таксистки. Они обвиняют в этом цыганскую диаспору. Репортаж «7х7»
Убийство — не главное
Город Коркино когда-то входил в Челябинский угольный бассейн. Там находится большой карьер по открытой добыче полезного ископаемого. «Наш карьер даже из космоса видно», – утверждают жители, описывая его как главную достопримечательность города. Карьер длиной больше 5,5 км, шириной и глубиной — более полукилометра. Он является одним из самых больших в России.
Угольный карьер в Коркино закрыт с ноября 2017 года. Мужчины, которые раньше добывали уголь, ездят работать в Челябинск. До областного центра от Коркино всего 30 км, дорога на автобусе занимает час.
Рома в Тимофеевке живут давно. Местные особенно подчеркивают, что некоторые из представителей рома «даже работают».
Ранним вечером 24 октября — около 17:30 часов – в Тимофеевке была убита сорокалетняя таксистка. Обстоятельства убийства непонятны, так как в публичном поле прозвучали несколько версий.
Из ориентировки от силовиков следует, что женщина скончалась у дома №6 по улице Ватутина в Коркино. У нее остались двое сыновей — 10 и 14 лет, и родители. С отцом детей женщина развелась. Челябинское издание 74.RU назвало имя погибшей: Елена Сарафанова.
Узнав о произошедшем из телеграм-каналов, увидев в ориентировке портреты и имена подростков рома, жители Коркино пошли в квартал рома в Тимофеевку. Сначала они кричали под окнами, но никто не вышел. Затем начали по одному, робко, ломать ворота. Дальше подожгли машины, оставленные на улице.
Предположительно, из окон одного из домов прогремел выстрел. Стрелявший ранил двоих нападавших. За стрельбу во время беспорядков позже силовики задержали 58-летнего мужчину. Суд отправил его в СИЗО на два месяца. Уголовное дело возбуждено по статье о покушении на убийство.
После выстрелов в ситуацию вмешался введенный ранее в город спецназ. Силовики задержали мужчин, стоявших в первых рядах - всего 43 человека.
Участники событий, отвечая на вопрос, почему они пошли к рома, отвечают: потому что те «надоели». И убийство таксистки - не главное.
“Почему если плохие, то сразу рома? Мы русские цыгане”
У местных жителей накопилось много претензий к рома. Коркинцы обвиняют соседей в том, что те якобы нарушают законы, и им ничего за это не бывает.
— Мы, думаете, почему пришли? — говорит житель Коркино Дмитрий. — Да, девочку жалко, но и цыгане просто по беспределу себя ведут. Они давно торговали [наркотиками], потом их прижали, но они всех купили и опять начали. Воруют, лазят по садам, крадут железо, разувают машины, снимают аккумуляторы. Их дети задирают наших, отпор давать нельзя, на тебя же и наедут. Взрослые — никто не работают, живут на детские пособия, на СВО из них нет никого. Почему так? Если мой ребенок школу прогуляет — ко мне опека придет. Одноклассница моего сына [рома] в 13 лет школу бросила, потому что замуж вышла — и никто ей слова не сказал.
Дмитрий отказался назвать свои фамилию и профессию корреспонденту «7х7».
Обвинения в продаже наркотиков подтверждал депутат Госдумы Валерий Гартунг в разговоре с челябинским изданием «Правда УрФо». Гартунг рассказал журналистам, что получал обращения жителей с жалобами на рома. Но зачастую люди отказывались давать делу ход. Как предполагает парламентарий, причиной мог быть страх.
«Действительно, на встречах в Коркино люди высказывали на словах недовольство цыганами. Якобы они не работают, торгуют наркотиками, но при этом пользуются льготами и раньше всех получают компенсации по наводнению. Но когда я предлагал жителям написать официальное обращение с жалобой, они этого не делали. Не знаю, может, боялись, может быть, не верили в то, что правоохранительные органы будут заниматься решением проблемы», – рассказал «Правда УрФо» Гартунг. «7х7» не смог связаться с депутатом.
Коркинцы смеются в ответ на вопрос, почему их жалобы остаются в основном на словах. Местная жительница Татьяна Золотухина рассказала, что никто не хочет жаловаться публично, потому что все боятся: любой поступок жалобщиков власть может вывернуть в выгодную для себя сторону.
— Почему я не доверяю власти? — переспросила она корреспондента «7х7». — Серьезно? А вы доверяете? Наверное, и налоги платите, и скорость не превышаете?
Татьяна не верит властям и считает, что все «привыкли жить так, чтобы зависеть от нее [власти] по-минимуму».
Житель Коркино Дмитрий — один из тех, кто в ночь на 25 октября пришел в Тимофеевку к дому рома “требовать справедливости”. Мужчина попал в число задержанных.
— Отделался легким испугом, штраф выпишут. Втайне менты на нашей стороне, но наверху все куплено, напрямую они говорить не могут и нас отпустить — тоже, – утверждает он.
Станиславу Юрченко, одному из рома ("7х7" не удалось оперативно установить, чей именно он отец), эти обвинения не нравятся.
— Почему если плохие, то сразу рома? Мы русские цыгане. Мы по русским законам живем! Я сам его [сына] за руку привел в милицию — пусть отвечает! Но, поймите, он бы просто не смог этого сделать. 16 лет ребенку, не слышит и не говорит, – возмущался Станислав перед заседанием суда по избранию меры пресечения.
Вечером 25 октября суд отправил подозреваемого в убийстве подростка под стражу на два месяца.
Одного из указанных ранее в ориентировке парней рома не считают виноватым. Они утверждают, что его не могло быть на месте преступления, потому что он якобы уехал из города еще месяц назад.
“Снова пойдем, если все спустят на тормозах”
Для рома этот конфликт в Тимофеевке — этнический.
— Большая часть [рома] живет в мире с соседями, [они] работают, не обманывают никого. У нас есть паршивая овца, так бывает, но мы готовы его отдать, – сказал Станислав Юрченко, подразумевая своего сына.
Для Дмитрия, как и для многих коркинцев, конфликт — про глобальное неуважение к русским и их законам. Конфликт не этнический, подчеркнул мужчина, а политический, и завершить его можно, только выгнав “чужих” из Коркино.
Именно о депортации рома из Коркино местные жители говорили 25 октября на встрече с руководством города и области, а также с представителями прокуратуры и следственного комитета. Глава Челябинской области и мэр Коркино не стали прерывать свои отпуска ради общения с жителями.
Желающих прийти на встречу было так много, что под мероприятие отдали дом культуры «Горняк».
— Я хотел бы поинтересоваться: можем ли депортировать их [рома] из нашего города? — спросил мужчина из зала.
— Нет, — тихо прозвучало со сцены.
Зал бурно отреагировал на ответ представителя власти. Люди кричали: «Власти и ромы в сговоре! Ромы всем платят, чтобы их не трогали!»
— Референдум! — предложил мужчина, задавший вопрос о депортации.
— С точки зрения референдума и депортации - ситуация следующая. Каждый из лиц, проживающих на территории Российской Федерации, должен проживать на законных основаниях. Проверим законность миграционных документов, — сказал один из сидящих на сцене представителей власти.
Жители потребовали отставки главы Коркино Натальи Лонщиной. Одна из жительниц спросила: “Где наша администрация? <...> Мы хотим видеть нашу главу. У нас такая беда произошла… Где [замглавы Владимир] Кочкин, где [председатель собрания депутатов Николай] Швец, где Лощинина? Проходит очередь много праздников и они всегда здесь втроем — красиво нас поздравляют. Где они сейчас?”
На встрече глава ГУ МВД Челябинской области Сергей Космачев объявил, что он отстранил от работы начальника полиции в Коркине Владимира Дякина. Причина - он не справился с обязанностями и допустил массовые беспорядки. Зал отреагировал вяло. Жителей не интересует поиск “стрелочников” среди силовиков.
Коркинцы готовы к новым штурмам. Город помнит события 30-летней давности. Тогда жители Коркино и ближайшего к нему города Еманжелинска, входящего в его состав Зауральского и деревни Еманжелинки, которая находится между городами, начали массовую драку, чтобы выгнать рома из поселений.
- Я тогда в Еманжелинске жил, в хабзайку [местное ПТУ] ходил через 43-й [квартал, где проживали рома]. На каждой улице наркоши вмазанные кто где валялись. Тащили они [рома] все - от золота до картошки. Избивали и резали своих же родителей. Менты, естественно, ими куплены были, безработица была. Достали они своей безнаказанностью. Люди не выдержали, объединились и выгнали их из города, – рассказал “7х7” 48-летний таксист Сергей. – И сейчас пойдем, если все спустят на тормозах.