30 лет назад родился миф о Карадагском змее
Множество людей утверждают, что видели чудище своими глазами, однако ученым не удалось добыть хоть какие-то доказательства его существования.
В розыск его пытались объявить неоднократно. Но до серьёзных мероприятий никогда не доходило, и словесный портрет не составлен: путаются свидетели в показаниях. В размерах, цвете, особых приметах и даже в том, передвигается он только по морю, или выползает на сушу.
В этом году исполнилось тридцать лет мифу о Карадагском змее. Не старинным народным сказаниям, а полноценной истории о загадочном существе, обитающем у берегов Крыма. Ее с удовольствием поддерживают и тиражируют любители «непознанного», повторяют некоторые экскурсоводы, - ибо таящийся в морских глубинах таинственный гад всегда украсит текст. Миф рождается при наличии собранных вместе схожих историй. С этого конгломерата постепенно опадают подробности, которые могут трактоваться как альтернативные объяснения, сглаживаются сомнения очевидцев. И шагает он самостоятельно по просторам народной фантазии.
В 1994 году вышла в свет книга геолога, исследователя внутренних морей и Мирового океана Евгения Шнюкова «Катастрофы в Чёрном море». Погибшие в разные эпохи корабли, самые страшные штормы, смерчи, кратковременные «завоевания» морем суши, повлёкшие страшные последствия — обо всём этом учёный смог рассказать увлекательно, но строго придерживаясь фактов.
Одна глава книги была посвящена таинственному существу, которое якобы не раз видели у горного массива Кара-Даг и в других местах. Автор не просто собрал упоминания о «чуде-юде», но и постарался как можно тщательней зафиксировать, что говорили те, кто видел его своими глазами или те, кто пересказывал чужие воспоминания.
Упоминается здесь и статья директора Карадагского заповедника Петра Семенькова, опубликованная в «Геологическом журнале» в январе 1994-го. В ней рассказывается о странном «улове» в декабре 1990 года бригады рыбаков Карадагского филиала Института биологии южных морей. В донных сетях запутался и погиб дельфин-афалина.
«Рыбаки обнаружили, что живот дельфина выкушен одним укусом. Ширина укуса по дуге около 1 м. По краю дуги на коже дельфина были четко видны следы зубов. Размер следа от зуба около 40 мм. Расстояние между следами зубов около 15-20 мм. Всего по дуге было около 16 следов зубов. Живот у дельфина был выкушен с ребрами, так что четко просматривался позвоночник», — описывалось состояние несчастного животного в статье. Но... по словам самих рыбаков. Тушу вместе с сетью они выбросили.
А вот несколько месяцев спустя доставили учёным дельфина-азовку. Он был замотан в сети так, что торчала одна голова со «следами зубов». Эту тайну потом разгадали сами учёные. Туши погибших в сетях дельфинов стали пиршеством для черноморских акул-катранов. Укусы этих маленьких хищников, произведённые рядом друг с другом, слились визуально в «отпечатки» огромных зубов.
Евгений Шнюков, собирая свидетельства людей, которые «что-то видели», старался, по возможности проверять их. Например, смог встретиться с членами экипажа подводной лаборатории «Бентос-300», которая проводила исследования в Чёрном море. В районе мыса Тарханкут мимо иллюминатора мелькнуло «нечто огромное». Эпизод этот был упомянут в очерке о работе необычной «научной» субмарины, опубликованном в «Известиях». Для читателей «нечто» так и осталось морской загадкой. Но Евгений Шнюков, поговорив с исследователями, узнал: мимо проплыла невероятных размеров белуга — чуть ли не пяти метров длиной. Сейчас такие гиганты вряд ли встречаются.
Но приведены в книге данные и о неопознанных плавучих и ползучих объектах. Их почти полсотни, и общее то, что люди видели что-то необычное, необъяснимое. Владимир Бельский, ответственный работник исполкома Феодосийского горсовета, 12 августа 1992 г. в 15-16 ч вечера купался в бухточке на восточном берегу мыса Киик-Атлама в 1-2 км от его оконечности... Глубина воды достигала 4 м. Вынырнув, он огляделся и, к ужасу своему, увидел примерно в 30 м от себя голову змеи, огромную голову — размерами до полуметра; шея была тоньше — 30 см... На том месте, где он находился, появилась голова чудовища. Владимир Михайлович видел его отчетливо, даже разглядел кожу и роговые пластинки серого цвета на голове и шее.
А вот тут правдоподобную теорию выдвинуть можно. В Крыму, и в у восточных его берегов, неоднократно были зафиксированы встречи с... тунцами. Ещё в 30-х годах прошлого века знаменитый биолог Владимир Водяницкий установил факт размножения этих рыб в Чёрном море. Мальки уходили зимовать в Средиземное море, потом возвращались в Черное. Эти рыбы достигают огромных размеров. В 1949 году газета «Красный Крым» писала о попавших в сети трех гигантах, причем двум удалось уйти. А у Судака выбросило на берег отнерестившуюся самку, вес которой при жизни достигал 500 кг, а длина — не менее 4 метров! Основательно объеденные хищниками останки представляли собой голову и плечевой пояс. Живых и мёртвых тунцов встречали и в 60-80-е годы. В неживом и «попорченном» виде тунец мог бы соответствовать портрету, который приводил свидетель.
«История произошла в сентябре 1952 г. с Варварой Зозулей на Карадаге у мыса Мальчик. В тихом нагретом месте у мыса Варвара Кузьминична собирала хворост и приняла чудовище за нагромождение хвороста, чуть на него не наступила. По описанию ошеломленной женщины, у животного маленькая головка, тонкая шея, а спина толстая как столб. Когда она стала махать веревкой, животное начало разматываться, как клубок. Были видны нижние и верхние конечности, и оно пищало». Этот рассказ, скорей всего, из серии «у страха глаза велики». Сбор хвороста мог происходить в сумерках, и воображение дорисовывало портрет существа. Чудовищем мог оказаться, например, крупный водяной уж. Или запутавший в обрывке сети баклан, который не мог расправить крылья.
Инженер по защите и охране леса Карадагской научной станции им. Вяземского Дмитрий Новиков пять лет назад отправился на «ловлю» Карадагского змея. С вершины Хопа-Тепе он увидел, как что-то очень большое выплывает в море из грота. Казалось, что существо только в ширину не менее трёх метров, а длину намного больше. Не верить своим глазам повода не было: день ясный, обзор отличный. Учёный спустился к морю и упросил товарища выйти в море на катере — прямо к «змею». А это оказался огромный косяк рыб — плыли куда-то горбыли...
В последнее десятилетие, когда интерес к Крыму был на пике, в Интернет выплеснулась просто лавина публикаций о таинственных и загадочных местах полуострова. Люди, не ориентировавшиеся в местных реалиях и фольклоре, не бывшие в местах, которые описывали, копировали друг у друга «сенсации» и придумывали их. Карадагский змей тогда «гремел» чуть ли не в каждой второй статье. Крымские краеведы предлагали даже учредить антипремию имени Карадагского змея. Чтобы отмечать авторов самых «забористых» фантазий, пишет АиФ.