Каннибализм в прошлом Европы был более распространён, чем вы могли бы подумать
Современная история Западной Европы определяется противопоставлением. Европа представляется как оплот цивилизации, противостоящий варварским массам, населявшим остальной мир. Одним из обычаев, который на протяжении веков отделял европейцев от остального мира, был каннибализм.
Хотя каннибализм часто изображается как одна из самых жестоких и ужасающих практик, мои недавние исследования показывают, что в Западной Европе люди употребляли в пищу части тела других людей как в доисторические времена, так и в последующие века.
Причины этой практики варьировались от пищевых потребностей до религиозных и лечебных обрядов, задокументированных в различные периоды. В Средние века есть упоминания о том, что каннибализм был распространён в периоды голода, войн, беспорядков и других тяжёлых времён для социального сосуществования.
Однако существовала также форма каннибализма, при которой некоторые части человеческого тела считались обладающими лечебными свойствами.
Вечное табу
На протяжении веков расчленённое человеческое тело рассматривалось как ещё один материал, который можно использовать для всевозможных лекарств и снадобий.
Между концом римской античности и началом Средневековья в Кодексе Феодосия и Вестготском кодексе появились законы, запрещающие осквернение могил или захоронений.
Также было запрещено извлекать из них любые средства, полученные из человеческого тела, такие как кровь.
Таким образом, начиная с VII века, уже существовали законы, унаследованные от более ранних времён, которые регулировали или наказывали использование могил и человеческих останков в качестве источника лечебных материалов.
Римские и вестготские запреты были не единственными в Европе, и со временем появились другие нормативные тексты. Эти законы существовали и распространялись только потому, что сама практика продолжала существовать.
Христианские покаянные книги
С установлением христианства появились Покаянные книги — сборники правил, перечисляющих грехи и соответствующие им наказания. Они отражали заботы раннесредневековой церкви о регулировании общества — что правильно и что неправильно, что можно и что нельзя делать — как в плане насилия, так и в плане сексуальности.
Например, Ибернийские каноны запрещали пить кровь или мочу под угрозой семи лет на хлебе и воде под надзором епископа. В конце VII века другие покаянные книги определяли нечистоту животных, которые питались человеческой плотью или кровью, и запрещали их употребление в пищу.
Самый известный покаянный текст своего времени, составленный Теодором Тарсийским, архиепископом Кентерберийским, дважды упоминает запрет на употребление крови или семени, особенно обращаясь к женщинам, которые пили кровь своих мужей ради её лечебных свойств. Мы снова видим, что эти продукты упоминаются как лекарства, как и в Вестготском кодексе.
Этот запрет повторяется в покаянной книге монастыря Монте-Кассино. Точно так же в испанских покаянных книгах употребление семени или его добавление в пищу снова наказывается.
Запреты касались в основном женщин и относились к силе, которую они могли получить от мужской крови или менструальной крови благодаря её терапевтическому или магическому характеру.
Запрет на такие практики подразумевал, что существовала реальность, которую нужно было регулировать и контролировать.
Религиозный каннибализм?
С самого начала христианства двусмысленность его ритуалов приводила к недоразумениям, например, к тому, что его последователей считали каннибалами, употребляющими человеческие жертвы в честь своего Бога.
Со временем некоторые христиане стали направлять это обвинение против евреев в средневековой Европе. Обвинения в жестокости также выдвигались против других "еретиков", таких как катафригийцы, чья евхаристия якобы состояла из смешивания крови детей с мукой.
По мере того как местные святые становились более известными, их чудотворный характер, а также доступ к местам их захоронения означали, что их тела также использовались для лечения и снадобий после смерти.
Однако в отличие от других практик, которые были полностью запрещены, контактный каннибализм — употребление продуктов, которые просто соприкасались с телом святого или его реликвиями — был разрешён.
Масла, прошедшие через гробницу, а также вода и даже пыль и камни из святых мест захоронения употреблялись в пищу, чтобы получить исцеление и чудесные эффекты от этих "фрагментов вечности". Таким образом, произошёл переход от употребления мёртвых (танатофагия) к употреблению священных (агиофагия).
Кровавая ванна императора Константина
Одна из историй, демонстрирующих попытки христианской литературы положить конец этим жестоким, якобы языческим практикам, — это легенда о папе святом Сильвестре I и исцелении императора Константина от проказы. Эта история распространилась по всей Европе не только через устные рассказы о чудесах из жизни святого, но и через живопись и скульптуру.
Согласно легенде, император Константин страдал от проказы. По рекомендации своих врачей он решил искупаться в крови, которую должны были добыть, убив тысячи детей.
Однако, когда Константин уже собирался принести детей в жертву, святому Сильвестру и матерям детей удалось убедить его отказаться от этого лечения и вместо этого креститься, что чудесным образом излечило его болезнь.
Эта история подчёркивает жестокость языческих верований и их неуважение к человеческому телу, а также призвана показать силу христианской веры в противовес низменным суевериям, которые ей предшествовали.
От своего возможного итальянского источника легенда распространилась по всей Европе и дошла даже до монастырских записей северной Кастилии X века.
Каннибалы XIX века
В Новое время и даже в XIX веке несколько словарей материалов — таких как публикация Хосе Ориоля Ронкильо 1855 года, которая, в свою очередь, была взята из другого французского словаря 1759 года — всё ещё упоминали части человеческого тела (жир, кровь и мочу) как обладающие лечебными свойствами.
Эти верования тесно связаны с романтической литературой, с её множеством вампиров, оборотней и других человекоподобных существ, жаждущих плоти и крови.
Однако задолго до XIX века и даже до колонизации Америки или Африки каннибализм был ключевой частью культурной борьбы между предполагаемым языческим варварством и христианством.
Христианство, однако, не полностью отказалось от этой практики, а скорее усовершенствовало её, находя в контакте с реликвиями или даже в их употреблении способ получить исцеление и при этом "съесть его".
Абель де Лоренсо Родригес, приглашённый исследователь, LaMOP (UMR 8589), Университет Париж I-Пантеон Сорбонна, и постдокторант, Факультет истории, Институт гуманитарных исследований, Университет Сантьяго-де-Компостела.