Добавить новость
ru24.net
World News
Январь
2026
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
25
26
27
28
29
30
31

Болезнь X: почему новая пандемия неизбежна и готов ли к ней Казахстан, рассказала учёный

0
В последние недели вирусологи обсуждают возможное появление неизвестного "патогена X", который может возникнуть из-за четырёх вирусов — лихорадки Оропуш, птичьего гриппа, краснухи и оспы обезьян — и вызвать масштабную пандемию уже в 2026 году. Причины тревоги — падающий охват вакцинацией и растущая устойчивость инфекций к антибиотикам. Насколько реальна угроза и готов ли Казахстан к новой эпидемии — рассказываем в TengriHealth.
Появление новой пандемии — вопрос времени
Учёный-биолог, консультант по вопросам иммунизации Асель Мусабекова отмечает, что прогнозы о возможном появлении патогена Х в ближайшие годы имеют под собой научные основания. По её словам, это лишь вопрос времени.

"Мы знаем, что новая пандемия, скорее всего, наступит. В целом человечество всегда эволюционирует вместе с инфекциями, поэтому они неизбежны", — говорит учёная.

Об эксперте: Асель Мусабекова — PhD в области молекулярной биологии и вирусологии (Университет Страсбурга, 2019 год), консультант по иммунизации и вопросам глобального здоровья.
Понятие "болезнь Х" появилось впервые в 2017 году. Это концепция неизвестного патогена, который способен вызвать следующую пандемию. Её использует ВОЗ для подготовки к будущим биологическим угрозам.
Справка: патоген — любой фактор внешней среды, способный вызвать повреждение организма. Это может быть вирус, бактерия, грибок, паразит и так далее.
По сути, COVID-19 и стал первой болезнью Х. И несмотря на то что термин появился за несколько лет до пандемии, человечество оказалось к ней не готово, напоминает Асель.

"После пережитого кризиса мы стали чаще говорить о болезни Х. Поэтому сегодня важно, чтобы страны объединяли усилия и заранее готовились к подобным угрозам", — подчёркивает собеседница. 

При этом точно сказать, когда именно он появится, невозможно. Как подчёркивает биолог, сейчас существует множество факторов, способствующих возникновению новых инфекций.
Фото:depositphotos.com
Патоген X или супермутант из нескольких вирусов?
В публикациях СМИ и в интернете часто можно встретить утверждения о том, что сочетание нескольких известных вирусов может привести к появлению нового опасного патогена. Однако эксперт подчёркивает: такой сценарий невозможен.

"Разные вирусы не могут объединиться и создать одного какого-то супермутанта", — отмечает Асель.

По её словам, речь, как правило, идёт об одном вирусе или бактерии, которые либо существенно изменяются, либо переходят к человеку из окружающей среды. Чаще всего от животных, и именно это становится причиной пандемии.
При этом учёный призывает относиться к прогнозам о возможной пандемии спокойно и рационально, потому что по большей части это вопрос профилактики.

"Мы говорим об этом, потому что хотим заранее принять меры, а не потому, что ждём пандемию или "планируем" её, как это любят подавать конспирологи. Важно встретить такую ситуацию подготовленными", — уточнила она.

Какие инфекции, циркулирующие в Казахстане, потенциально опасны
Существует несколько факторов, по которым патоген может стать причиной пандемии, объясняет Асель. Но первый и наиболее распространённый — зоонозные инфекции. Это заболевания, передающиеся от животных к человеку.
Как упоминалось выше, чаще всего именно вирус, переданный от животных, становится причиной пандемии.
К числу таких заболеваний, кроме COVID-19, относятся, например, лихорадка Эбола, ближневосточный респираторный синдром, энцефалит Западного Нила и лихорадка долины Рифт. Причём, по заключению экспертов, их проникновению в человеческую среду способствовали антропогенные факторы, то есть деятельность самого человека.
Отмечается, что от подобных заболеваний каждый год умирает два миллиона человек — как правило, в странах со средним и низким доходом. Зоонозы также вызывают болезни и падеж домашнего скота, лишая фермеров дохода.
Фото:depositphotos.com
Помимо этого, отмечает Асель, в Казахстане есть и другие инфекции, представляющие потенциальную угрозу:

бруцеллёз,
сибирская язва,
конго-крымская геморрагическая лихорадка,
клещевой энцефалит.


"Особое место занимает чума. Около 40 процентов территории Казахстана являются природным резервуаром этого заболевания. Именно на противочумных институтах строилась эпидемиологическая служба страны", — рассказала учёный.

Она убеждена, что государство должно быть готово к тому, что одна из этих инфекций может "проснуться", видоизмениться и привести к масштабной вспышке.
Антибиотикорезистентность — "тихая пандемия"
Вторая причина появления глобальной угрозы — это патогены, которые давно известны человеку, но со временем изменили свои свойства. Речь идёт прежде всего об антибиотикорезистентных бактериях.
Справка: антибиотикорезистентность — устойчивость бактерий к противомикробным препаратам. Устойчивые микробы труднее лечить при помощи антибиотиков, требуются более высокие дозы или альтернативные лекарства, которые могут оказаться не такими эффективными или более токсичными.
Асель говорит, что уже сейчас врачи всё чаще видят примеры, когда пациент с обычной пневмонией попадает в больницу, ему проводят стандартное лечение, но оно не работает. Проводят специальные тесты, которые показывают, что бактерии, вызвавшие пневмонию, устойчивы ко всем антибиотикам.

"Врачи понимают, что это какой-то новый штамм бактерии, и вынуждены искать другие способы лечения пациента. А их остаётся всё меньше. И это не "ужастики" и не сказки — это то, что уже происходит", — отметила биолог.

По её словам, не только взрослые, но и дети могут умирать от инфекций, которые ещё недавно легко лечились обычным курсом антибиотиков.

"Мы уже видим последствия: это и смертельные случаи, и тяжёлые осложнения, которых можно было бы избежать, если бы не антибиотикорезистентность", — говорит эксперт.

Асель Мусабекова. Фото из личного архива
Ответственность за ситуацию, подчёркивает она, лежит сразу на нескольких уровнях. Это слабый контроль со стороны государства, медицинская практика, когда, перестраховываясь, врачи выписывают антибиотики направо и налево.

"Отдельная проблема — самолечение. В Казахстане люди нередко сами назначают себе и своим детям антибиотики, не обращаясь к врачу, что лишь ускоряет развитие устойчивости к препаратам", — отмечает Мусабекова. 

Кроме того, огромную роль играет сельское хозяйство. По оценкам эксперта, около трёх четвертей всех антибиотиков используются именно в этой сфере, причём значительная часть — в профилактических целях, без реальной необходимости. 
Искусственные риски и вопросы биобезопасности
Третья группа рисков связана с возможным искусственным происхождением патогенов. Речь идёт не столько о теориях заговора, сколько о реальных технологических возможностях.
По сей день существует гипотеза, что COVID-19 был создан в лаборатории. Однако доказательства указывают на то, что это всё же зоонозная инфекция, отмечает эксперт. Асель Мусабекова говорит, что нельзя полностью исключить утечки из лабораторий или биотеррористические атаки.

"Сегодня технологии, такие как CRISPR, позволяют достаточно легко вставлять фрагменты ДНК в другие организмы и создавать новые микроорганизмы. Именно поэтому важно понимать, что с точки зрения технологий это реально, и об этом необходимо знать", — отмечает она. 

Справка: CRISPR — революционная технология редактирования генов, основанная на природной иммунной системе бактерий, позволяющая с высокой точностью вырезать, вставлять или изменять участки ДНК.
По её словам, именно поэтому государству необходимо развивать нормативную базу, законы и стандарты биоэтики в области генетики и микробиологии. Пока эти механизмы в Казахстане только формируются, а контроль во многих случаях остаётся недостаточным.
Возвращение вакциноуправляемых инфекций
Помимо прочего, казахстанцев волнует, какие именно факторы внутри страны могут спровоцировать новую эпидемию.
Асель Мусабекова считает, что главная угроза кроется даже не в появлении неведомых вирусов, а в возвращении уже знакомых болезней, с которыми человечество давно научилось справляться.

"В Казахстане это наглядно проявилось во время вспышки кори в 2024 году — более 28 тысяч случаев, многие из которых сопровождались осложнениями", — напоминает она.

Корь возвращается первой, потому что это одна из самых заразных инфекций, требующая коллективного иммунитета на уровне 95 процентов. Такого уровня защиты от инфекции в стране сейчас нет, говорит специалист. Следом за корью, по словам Мусабековой, возвращаются коклюш, полиомиелит, дифтерия, паротит и другие заболевания.

"Это инфекции, которые будут возвращаться, если у нас не будет нормального охвата вакцинацией", — подчёркивает она. 

Уроки COVID-19: где система дала сбой
Несмотря на возросшую осведомлённость, Казахстан может оказаться уязвимым перед появлением нового неизвестного вируса — так же, как и другие страны. Это, по словам эксперта, наглядно показала пандемия COVID-19.

"По сути, COVID-19 был обычным респираторным заболеванием, пусть и новым. Однако именно он выявил, какие проблемы существуют в нашей стране", — добавила специалист.

В первую очередь, считает эксперт, проблемы проявились на уровне первичной помощи, когда нужно было определять, кому действительно необходима госпитализация, а кому — нет. На практике кто-то не попадал в больницу, когда это было необходимо, а кто-то занимал койку лишь из-за положительного теста на коронавирус.
Асель отмечает, что во время пандемии были допущены серьёзные ошибки в лечении. В частности, речь идёт о массовом и необоснованном назначении "Дексаметазона" — препарата, который нужен только пациентам в крайне тяжёлом состоянии.  Аналогичная ситуация сложилась и с антибиотиками.

"Нашу неготовность к подобного рода эпидемиям также показали: недостаточная подготовка госпиталей, хаотичное строительство временных медицинских объектов, коррупционные риски, связанные с экстренными закупками лекарств и оборудования", — рассказала наш спикер.

Все эти проблемы становятся особенно заметны именно в стрессовых ситуациях.
В завершение Асель Мусабекова подчёркивает, что ответственность за то, как будут себя вести новые вирусы, лежит не только на государстве. На индивидуальном уровне каждый человек может снизить риски: не злоупотреблять антибиотиками, знать об опасности зоонозных инфекций в своём регионе.
Ранее мы писали о том, что в некоторых регионах страны снова растёт заболеваемость корью — особенно среди детей, не получивших прививки. По официальным данным, за первые недели 2026 года медики зафиксировали 370 случаев кори по всей стране, из них 298 у детей до 14 лет. Врачи связывают это с ростом отказов от вакцинации и недостаточным охватом прививками. 
Читайте также:
Новый мутирующий вирус угрожает миру сильнее COVID-19 - СМИ
Мать ребёнка с тяжёлой астмой заявила о перебоях с лекарствами в Алматы
"На пороге кадрового коллапса": депутат о дефиците врачей



Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus
















Музыкальные новости




























Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса