Тест-драйв очень редкого внедорожника в Казахстане Willys MB
Tengri Auto совместно с республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает публикацию совместных материалов об автомобилях, которые уже очень давно ушли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.
Знаете, сколько в длину самый первый массовый внедорожник? 3,3 метра! Это на 30 сантиметров меньше длины миниатюрной "Нивы2, в которой ой как неудобно людям ростом выше среднего.
Фото: журнал QAZ-Auto
А еще у него нет дверей – вместо них неглубокие вырезы по бортам. При этом Willys обладает довольно неплохим дорожным просветом – 220 миллиметров.
Фото: журнал QAZ-Auto
К чему я все это? К тому, что мне представилась прекрасная возможность познакомиться с "героем войны" не с расстояния трех метров (как это бывает в музеях), а намного ближе – и сейчас я об этом расскажу.
Подножка у Willys есть, но, как по мне, пользоваться ею неудобно. Проще поднатужиться и перекинуть ногу через борт. А затем втиснуть тело между сиденьем и рулём. Конечно, человеку, чей рост и объем талии меньше, чем у меня, будет полегче. Но ненамного.
Фото: журнал QAZ-Auto
И так, теперь я за рулём: ножной гашеткой запускаю стартер, который в свою очередь приводит в движение 60-сильную четверку. Сказать, что шум, издаваемый мотором, которому уже за 80 лет, невыносим для ушей, не могу. Он громче современных двигателей, но ненамного.
Рулевое колесо размером с автобусное – что, собственно, и понятно, ведь никаких усилителей конструкция не предусматривала. А вот расстояние между педалями порадовало – например, в той же "Ниве" намного хуже.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Журнал QAZ-auto (@oleg_kaz_auto)
Выжимаю сцепление, кулиса коробки – влево и на себя, жму медленно на газ и... глохну. Профессионал, что сказать! Подгазовка "американцу" требуется. Со второй попытки все вышло как надо.
Проселочная дорога, лишенная асфальтового покрытия, оказалась очень кстати: Willys МВ ведь внедорожник и ездить ему требовалось не по гладким магистралям.
Фото: журнал QAZ-Auto
Тряска изрядная, хотя те, кому приходилось управлять советским аналогом ГАЗ-67, говорят, что в нем трясёт заметно сильнее. Держит дорогу восьмидесятилетний "ветеран" достойно – про люфты руля говорить нет смысла (они, конечно же, есть), но держать машину в нужной траектории на скорости 40-45 несложно.
Фото: журнал QAZ-Auto
Впрочем, несложно и входить в повороты. Усилия при этом на руль не особо высокие – следует лишь привыкнуть к широченной "баранке" с очень тонким ободом. Приборы сгруппированы удобно - правее рулевой колонки. Из них основным считается спидометр. По левую руку расположились в ряд все переключатели.
По центру панели (если ее так можно назвать) рукоять стояночного тормоза – кстати, расположение тоже удобное: остановился, оторвал руку от кулисы КПП и чуть правее она – только потяни.
Фото: журнал QAZ-Auto
Обзорность при движении вперед нормальная. Нет ни толстых передних стоек, ни центральной. Лишь маленькая амбразура в брезенте усложняет обзорность назад. Да и зеркало всего одно – у водителя, поэтому в современных реалиях придется покрутить головой.
Фото: журнал QAZ-Auto
Про удобства сидений можно сказать лишь следующее: они в Willys предназначены для того, чтобы водитель и пассажиры не сидели на полу. Трубчатый каркас, минимум наполнителя, обтянуто водостойким материалом. При этом никаких дверей и никаких ремней безопасности.
Фото: журнал QAZ-Auto
На ухабистой дороге водитель держится за руль. Передний пассажир правой рукой - за рамку лобового стела. За что держаться пассажиру заднему, когда опущен брезентовый верх и разобран его каркас, не знаю. Если честно, из нас только фотограф Назира побывала на галёрке.
Фото: журнал QAZ-Auto
Кстати, посадочная формула Willys - "2+2", что означает, что задние два места формальные. Сидеть, конечно, на них можно – но не вдвоем. Еще один момент, запомнившийся в салоне армейского внедорожника, – система очищения стекла.
Фото: журнал QAZ-Auto
Во время дождя и езды по грязной дороге водитель должен совмещать управление автомобиля с самостоятельным очищением ветрового стекла, так как "дворники" имеют механический привод. Запачкалось лобовое – попередвигал влево-вправо рукоять сдвоенного "дворника" - и обзорность вновь открыта. Насколько подобные действия сложны в тяжелых погодных условиях, не знаю, но фронтовые водители справлялись.
Фото: журнал QAZ-Auto
Кстати, у ГАЗ-64/67 механизм "дворников" уже был вакуумный. А вот коробка передач у "газика" – без синхронизаторов. И это очень важно. Особенно для тех, кто сегодня планирует обзавестись внедорожником военных лет, но пока не определился с выбором: ГАЗ или Willys.
Фото: журнал QAZ-Auto
"Американец" для эксплуатации, конечно, предпочтительнее. Из преимуществ не только 3-ступенчатая синхронизированная коробка (не нужно дважды выжимать сцепление, делать перегазовку), но и меньшая масса, а также более мощный двигатель. Несмотря на объем 2.2 против 3.3 у ГАЗа, мощность Willys на 10 лошадиных сил выше.
Фото: журнал QAZ-Auto
Конечно, на фронте, для буксирования артиллерийских орудий, ГАЗ-67 был предпочтительнее, но мы ведь сейчас рассматриваем технику как предмет коллекции, артефакт, если хотите, которым можно не только любоваться, но также изредка пользоваться по прямому назначению. А это меняет в корне ситуацию.
Фото: журнал QAZ-Auto
Редакция журнала QAZ-auto благодарит за неоценимую помощь в подготовке материала:
коллекционера и ценителя ретротехники (владельца Willys MB) Ковальчука Анатолия Васильевича;
коллекционера ретроавтомобилей и постоянного читателя журнала QAZ-auto - Абдулаханова Эмиля Насыровича.
Фото: журнал QAZ-Auto
Ранее в нашей рубрике мы писали:
Одна из девяти: самая редкая "Волга" в Казахстане
Серийные, но неизвестные: самые необычные варианты Lada
Один из двух: музей ретроавтомобилей в Шымкенте
От внедорожников до раллийных болидов: "Москвичи", о которых вы не знали
Железные герои кино: автомобили как полноправные персонажи казахстанских фильмов