“Кто мне моих детей вернёт?“: в деле о смертельном отравлении семьи вынесено решение
В Петропавловске в деле о смертельном отравлении семьи поставлена точка: апелляционная инстанция вынесла решение по жалобе осужденной медсестры, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Год назад, 13 июня 2024 года, в селе Надежка Кызылжарского района Северо-Казахстанской области произошла страшная трагедия. Поужинав беконом и пельменями, купленными в сельском магазине, отравилась семья из пяти человек. Двое детей – трехлетний мальчик и шестилетняя девочка – скончались.
Ночь, 13-е…
После трагедии корреспондентам Tengrinews.kz удалось найти мать детей и поговорить с ней.
Галина Коваленко рассказала, что, когда той страшной ночью взрослым и детям стало плохо, они сразу же вызвали местную медсестру, так как фельдшера и тем более врача в селе нет. Приехав на вызов, медсестра дала членам семьи только активированный уголь, не госпитализировав пациентов и не вызвав скорую помощь, хотя состояние всех членов семьи было тяжелым.
"Мы через какое-то время уснули… Утром около восьми часов я проснулась, наш младший трехлетний сын Вася спал со мной. Я его хотела разбудить, а он был уже мертвый. Пока муж что-то пытался сделать, я буквально доползла до телефона и снова позвонила медсестре", - делилась страшными воспоминаниями Галина.
После этого шестилетнюю Алису и десятилетнего Кирилла госпитализировали в реанимационное отделение детской областной больницы, саму Галину - в инфекционное отделение. Глава семьи от госпитализации отказался.
Девочку сразу же подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. Но, несмотря на все усилия врачей, вечером младшая дочь Алиса умерла. Галину и старшего сына удалось спасти.
После смерти детей полиция возбудила уголовное дело по статье 304, части 3 УК "Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, повлекшее по неосторожности массовое отравление людей и повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц". Однако уголовное дело полицейские прекратили за отсутствием состава преступления. Фактически следствию не удалось установить, каким именно продуктом отравилась семья.
"В крови были обнаружены нитриты в концентрации, превышающей летальную в несколько раз. Каким конкретно продуктом мы отравились, так и не выяснили. Но мы по-прежнему считаем, что отравились беконом, купленным в магазине", - рассказала ранее мать умерших дететй Галина Коваленко.
Из данного уголовного дела были выделены материалы в отдельное производство, и начато досудебное расследование по статье 317, части 4 УК "Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц".
Под следствие, а потом на скамью подсудимых попала 26-летняя медсестра, оказывавшая в ту ночь первую помощь отравившимся.
Срок за равнодушие
Фото Tengrinews.kz
Медсестра обвинялась в том, что в ту ночь она проявила небрежность, равнодушие и недобросовестно отнеслась к своим профессиональным обязанностям.
По словам прокурора Рустама Тастанбекова, медсестра имела опыт и знала порядок действий при массовом отравлении. Дав пациентам активированный уголь, она не вызвала скорую и не сообщила в больницу. При этом, по заключению экспертов, гибели детей можно было избежать при своевременной помощи.
Государственный обвинитель просил суд назначить подсудимой наказание ближе к максимальным пределам санкции данной статьи - в виде пяти лет лишения свободы с лишением права заниматься медицинской деятельностью на срок до трех лет.
Галина Коваленко, потерявшая двух младших детей, просила наказать медсестру по всей строгости закона. Кроме того, она и её представитель потребовали взыскать с подсудимой и Кызылжарской районной больницы моральный вред в размере 50 миллионов тенге.
Сама подсудимая вину не признала и попросила не лишать ее свободы.
Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Северо-Казахстанской области признал медсестру виновной и назначил ей наказание в виде лишения свободы сроком два года с лишением права заниматься медицинской деятельностью на три года. 24 июня этого года подсудимую взяли под стражу в зале суда.
Гражданский иск Коваленко к осужденной и Кызылжарской районной больнице о взыскании в счет возмещения морального вреда суд удовлетворил частично и постановил взыскать с Кызылжарской районной больницы 10 миллионов тенге.
Сделали крайней?
Медсестра и её защитники обжаловали приговор в апелляционной инстанции.
Адвокат подсудимой заявил, что приговор был незаконный, а медсестру сделали крайней в этой истории.
"Она оказала доврачебную помощь семье Коваленко в полном объёме. Подъехала, оценила обстановку, дала активированный уголь, обильное питьё, чтобы очистить желудок. После чего дети чувствовали себя удовлетворительно. И она сказала, мол, если есть необходимость, давайте будем вызывать районную скорую. Но потерпевшая пояснила, что нет необходимости, дети чувствуют себя неплохо", - утверждал адвокат на заседании апелляционной коллегии.
Он также подчеркнул, что смерть, по его мнению, была неизбежна, и никакой причинной связи между тем, что сделала медсестра, и смертью детей нет.
Мать подсудимой, выступившая в суде в качестве гражданского защитника, со слезами рассказала, что её дочь, работая в трудных условиях, всегда помогала односельчанам, даже на свои деньги покупала лекарства для сельского медпункта.
"Из-за того, что мама не согласилась вызвать тогда скорую, мой ребенок сейчас сидит, два года получил. Разве это справедливо? Из-за одной ошибки. Прошу не лишать ее свободы, она молодая, только начала строить свою жизнь", - отметила женщина.
"Нас полили грязью!"
Потерпевшая Галина Коваленко подчеркнула, что утверждения о том, что она не согласилась вызывать скорую, возмутительны.
"Все говорят, что она настаивала на скорой и больнице, но об этом не было ни слова! – возмутилась Галина Коваленко. - Она пришла, посмотрела, дала активированный уголь. И всё, на этом вся помощь. Такого, чтобы она настаивала, а я отказалась, - не было! Это неправда! Мы не стали подавать апелляцию, я думала, что девчонка осознает, но осознание так и не пришло".
Женщина, потерявшая двоих детей, отметила, что на их семью устроили в интернете травлю, а в отношении медсестры развернули кампанию по "спасению".
"Выставили нас в ужасном свете, чуть ли не обвинили нас во всём… Даже в том, что мы заработать на этом хотим! Как не стыдно такое писать?! Кто мне моих детей вернёт? Я никому не пожелаю пережить такое! Мы до сих пор не знаем, как жить дальше…" - призналась Галина Коваленко.
Адвокат семьи подчеркнул, что, несмотря на все доводы защиты, есть чёткая позиция по данному вопросу.
"Есть протокол, и медсестра должна была действовать по нему. Она должна была обязательно сообщить врачу. Что касается связи между первым уголовным делом по поводу нарушения санитарных правил и вторым в отношении действий медсестры... Я не знаю, почему некоторым непонятно, что они никак не связаны. Человек мог отравиться или, например, руку мог изрезать, а медработник кровотечение не смог остановить. Это то же самое! При чем тут, что "крайней хотят сделать медсестру"? Если она действовала, она должна была действовать согласно закону и образованию. Мы изучили все приказы. Там сказано, что при любом отравлении, любом, она должна была вызвать скорую! А как и чем отравились дети - это уже другой вопрос", - высказал свою позицию адвокат потерпевшей стороны Алтай Танов.
Дело о смертельном отравлении семьи: медсестру взяли под стражу в зале суда
Он отметил, что семья Коваленко не захотела подавать апелляцию, но он считает наказание в виде двух лет медсестре слишком мягким. То же самое касается суммы компенсации морального вреда – 10 миллионов тенге. По мнению адвоката, сумма должна быть гораздо больше, ведь речь идет о гибели двух детей.
Приговор - без изменения
14 августа судебная коллегия по уголовным делам вынесла решение - оставить приговор специализированного межрайонного суда по уголовным делам Северо-Казахстанской области без изменения.
"Да, было ночное время, но в любом случае в Кызылжарской районной больнице был дежурный врач. А это не было сделано. Она посчитала, что их состояние стабильно, но она медработник и должна была предвидеть такие последствия. Тем более здесь трое малолетних детей, у которых все отравления быстрее развиваются", - отметил председательствующий судья Сергей Викторенко.
“На ужин были пельмени“. История казахстанки, потерявшей детей после отравления