Ошибка машины, которая могла погубить мир. Его спас советский офицер
Сегодня все хорошо знают, что в октябре 1962 года мир был на грани термоядерной катастрофы.
Это был так называемый «Карибский кризис». Об этом кризисе люди знают не только благодаря специальной литературе. Детали событий того времени отражены также в театральных постановках, многочисленных фильмах (советских, постсоветских, зарубежных), песнях и музыкальных произведениях.
Это был не единственный случай, когда мир оказывался на грани гибели. В специальной литературе отмечается, что в годы «холодной войны» было не менее десятка раз ошибочного срабатывания систем предупреждения о ядерном ударе как с советской, так и американской стороны. С некоторыми случаями я, опираясь на открытые источники, знакомился. И, как мне показалось, самым острым был случай, который произошел 26 сентября 1983 года. По моему субъективному мнению, в октябре 1962 года мир был в одном метре от пропасти, а спустя почти двадцать один год — в одном сантиметре. Что удивительно — о втором из названных событий люди знают намного меньше. Или вообще ничего не знают. Кратко изложу историю второго события.
К тому времени (т.е. к осени 1983 года) обе ядерные державы (СССР и США) выстроили мощные системы противоракетной обороны. Важнейшим элементом этих систем были средства раннего фиксирования запуска ракет противником. Буквально за год да описываемого инцидента Советский Союз ввел в эксплуатацию спутниковую систему обнаружения запусков межконтинентальных баллистических ракет (МБР) с континентальной части США, получившую название «Ока». И вот 26 сентября1983 года система «Ока» просигнализировала, что с территории Соединенных Штатов в сторону Советского Союза произведен запуск МБР «Минитмен».
Старт нескольких американских ракет был зафиксирован на командном пункте Серпухов-15, что находился в сотне километров от Москвы. На дежурстве на указанном пункте тогда находился подполковник Станислав Евграфович Петров. Заработала звуковая и световая сигнализация, которая, безусловно, создала на пункте не просто тревожную, а апокалиптическую атмосферу. Опуская многие детали, отмечу, что в сложившейся ситуации офицер действовал не строго по уставу и инструкциям. Если бы он действовал как «живой автомат», то вполне вероятно, что тогда в конечном счете те, которым было положено нажимать «красную кнопку» (ответный ядерный удар), ее нажали бы.
Но всю ответственность на себя взял этот дежурный офицер, который продемонстрировал удивительное сочетание хладнокровия и профессионализма, смелости и интеллекта. Уже задним числом Станислав Петров объяснял начальству, почему он нарушил инструкции и не позволил панике взлететь на уровень главкома Войск ПВО генерал-полковника Юрия Всеволодовича Вотинцева, министра обороны Дмитрия Федоровича Устинова, Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Владимировича Андропова.
Во-первых, офицер не увидел на мониторах ярких вспышек и следов пламени, которые должны сопровождать запуск ракет.
Во-вторых, запуск не был подтвержден наземными радарами.
В-третьих, мониторы фиксировали запуск лишь нескольких ракет.
А ведь по идее, упреждающий ядерный удар со стороны США мог и должен был быть лишь с использованием всего (или почти всего) ядерного арсенала. Подполковнику Петрову сигналы тревоги показались сомнительными, а потому он медлил с передачей тревоги наверх. Через несколько минут холодящая кровь световая и звуковая сигнализация на пункте прекратилась. Конечно же, спустя некоторое время вся история была доведена до верхов, были многочисленные проверки, обсуждения, доклады. Пришли к выводу, что скорее всего система по ошибке отреагировала на густые облака. Были выявлены недоработки в одном из блоков системы, они были устранены. После чего система не давала сбоев во все остальные годы своего функционирования (т.е. до 2019 г., когда «Ока» была заменена другой системой).
Сегодня продолжается спор лишь по поводу того, какими могли быть действия руководства страны в том случае, если бы Станислав Петров, действуя по инструкции, моментально передал бы сигнал SOS наверх. Одни говорят, что наверху, мол, также не роботы находились, и «красную кнопку» автоматически не нажали бы. Другие говорят, что нажали бы. В этой истории много такого, что заставляет человека задуматься вообще о том, кто и как управляет миром. Ведь принято считать, что все судьбоносные решения принимают президенты, премьеры, канцлеры, генеральные секретари, главнокомандующие и т.п. А история, которая произошла на никому не известном командном пункте Серпухов 15, показывает, что решающая роль личности в истории отводится скромному военнослужащему, даже не генералу, а всего лишь подполковнику.
Еще одна удивительная деталь. На командном пункте Серпухов 15 дежурили многие офицеры. Но среди личного состава пункта Петров был самым опытным, он разбирался одинаково хорошо как в технике, так и в политике и военном деле. Числился главным аналитиком пункта. Будь на дежурстве какой-нибудь другой военнослужащий, реакция на ложные сигналы тревоги могла бы быть другой. На дежурство Петров заступал раз в 7-10 дней. Такое ощущение, что Бог поставил Петрова на пост в нужное время, его выход на дежурство 26 сентября 1983 года назвать «случайностью» язык не поворачивается.
Тут невольно вспоминается песня The Gunner’s Dream (дословный перевод: «Мечта артиллериста»), написанная в 1982 году Джорджем Роджером Уотерсом (британским рок-музыкантом и одним из основателей группы Pink Floyd). И вот спустя почти четыре десятилетия, 18 января 2021 года Джордж Роджер Уотерс представил публике новую версию этой песни. Он посвятил её Станиславу Петрову, представив следующими словами:
«За год до того, как Станислав спас мир, в 1982 году я написал песню The Gunner’s Dream. Страшно думать, что если бы Станислав не оказался в нужном месте в нужное время, никого из нас не было бы в живых. Никто, кому сейчас меньше 37 лет, вообще не появился бы на свет».
Вот эта песня:
Создается впечатление, что имя нашего героя Станислава Петрова лучше знают за границей, чем на родине. Так, более десяти лет назад датский режиссер снял художественно-документальный фильм, посвященный подвигу подполковника Петрова The Man Who Saved the World («Человек, который спас мир»). Фильм был представлен в октябре 2014 года на кинофестивале в Вудстоке (штат Нью-Йорк) где лента была удостоена двух премий. Также Станислав Петров является героем первой серии американского научно-фантастического сериала Pioneer One (2010—2011). На нескольких зарубежных мероприятиях Станиславу Петрову присуждались премии и награды как «спасителю мира».
Очень обидно, что в России Станислава Петрова знают очень немногие. Почти до конца существования СССР история была с грифом «секретно». Лишь в самом конце 1990 года генерал-полковник Ю. В. Вотинцев вскользь в своем интервью упомянул имя подполковника Станислава Петрова. Более подробно Юрий Всеволодович описал историю 26 сентября 1983 года в своих мемуарах в постсоветское время. Наверное, первой полноценной публикацией о подполковнике Петрове можно считать очерк журналиста Дмитрия Лиханова в еженедельнике «Совершенно секретно» в 1991 году.
Через год после ЧП на командном пункте Серпухов 15 Станислав Евграфович уволился из вооруженных сил. Все в том же звании подполковник. Никаких наград и премий от командования и властей ни до увольнения, ни после не получал. Жил и трудился в Подмосковье, городе Фрязино. Скончался 19 мая 2017 года в возрасте 77 лет. Новость о смерти прошла через социальные сети. Официальные СМИ о смерти героя ничего не сообщили. Скромный спаситель мира и сегодня пребывает почти в полной безвестности.
История 26 сентября 1983 года лишний раз показывает, что доверять все машинам нельзя. А сегодня, к сожалению, мир пребывает в эйфории, что мол, все можно поручить машинам и искусственному интеллекту. Нет, мир будет существовать до тех пор, пока в нем будут оставаться такие живые люди, как подполковник Станислав Петров. Когда на планете останутся лишь живые биороботы, управляемые искусственным интеллектом, тогда в мире и произойдет то, чего удалось избежать 26 сентября 1983 года. Ведь Богу нужны живые люди, а не биороботы.