Основатель TISS Garden — о трендах ландшафтного дизайна в России
Компания Александры Зарецкой — одна из старейших в России. За 20 лет команда TISS Garden реализовала сотни проектов, самыми известными из которых стали озеленение курортных зон в Сочи, подмосковном Пирогово и Ростове Великом. За счет умения находить баланс между самыми экзотическими требованиями заказчиков и законами ландшафтной архитектуры, компания Зарецкой сумела занять прочное место на рынке.
Несколько лет назад дачники начали украшать участки, используя подсмотренные в интернете и соцсетях дизайнерские решения. Часто получалось наивно, возник спрос на услуги профессионалов. Что сейчас представляет собой рынок ландшафтного дизайна?
Ландшафтный дизайн с пандемии резко набрал популярность, число заказчиков увеличилось. И это не только владельцы дач или загородных усадеб, сильно вырос спрос на ландшафтную архитектуру многоэтажных проектов премиум-класса.
Люди стали обращаться к специалистам, потому что появилась насмотренность, начал формироваться художественный вкус, клиенты сегодня приходят уже «погруженными в процесс» и почти всегда могут четко сформулировать, что им нужно.
Это требует от любой компании наличия высококлассных специалистов в области проектирования с опытом реализации своих проектов. Когда человек с большим бэкграундом общается с современными заказчиками, он уже на начальной стадии предусматривает все особенности участка и предлагает только работающие решения. Учитывается не только набор оптимальных инженерных систем, но и ассортимент растений. Владелец должен знать, как будет выглядеть его участок не только после окончания работ, но и через три, пять, десять лет. И какой уход требуется для поддержания первоначального вида. Это можно сделать и минималистично, своими силами, и наняв садовников. Все это учитывается.
Удобно, когда ландшафтная компания может ответить даже на второстепенные вопросы, все работы берет на себя один исполнитель. Поручая все одной компании, можно быть спокойным за то, что будут учтены все смежные работы. И сама компания имеет большие преимущества на рынке. Не так много подрядчиков, в штате которых есть агрономы, специалисты по дренажу, инженеры, и каждый делает свою работу максимально хорошо.
Владелец должен знать, как будет выглядеть его участок не только после окончания работ, но и через три, пять, десять лет.
Вам удалось объединить в одной команде архитекторов и специалистов по растениеводству. Насколько это было сложно с организационной точки зрения?
Нам удалось пригласить всех специалистов в одну команду. Именно это стало основной объединяющей силой при работе над проектом.
Так как ландшафтный рынок развивается, растут его стандарты, нормативы и требования. Например, к посадочному материалу. В последнее время появилась мода на злаки, которые считаются более органичными и естественными для нашей природы, чем газоны. Людям интересно получить на своих участках разнообразие, хочется больше различных зон для времяпрепровождения в саду, чтобы за короткий летний период насладиться всем спектром красок. И в последние несколько лет мы максимально расширяем ассортимент и запасаемся с самой ранней весны. К примеру, многим нравится, когда на проталинках весной вырастают подснежники. Или же растения, которые на фоне сугробов разной расцветкой стволов придают особое очарование зимним ландшафтам.
Ландшафтный дизайнер должен знать и понимать, как ведет себя то или иное растение во времени, чтобы создавать всесезонные уютные пространства.
Каждый новый проект предполагает собственный ландшафтный дизайн, но иногда складывается впечатление, что некоторые проекты представляют собой конструктор из одних и тех же пазлов. Она могут принимать разные формы, но не способны дать что-то новое. Так ли это?
Природа очень разнообразна, при этом пространства формируются из одних и тех же «наборов». И тем не менее получаются совершенно разные виды, картинки и палитра. Достаточно понаблюдать за тем, как в дикой природе открытые и объемные композиции объединяют пространства и неподражаемо, по-своему, воздействуют на человека. На каждом участке набор элементов, грамотно расставленных архитектором, даже если это одинаковые растения и декор, создаст свое неповторимое пространство. Так что вряд ли нашу работу можно сравнить с собиранием пазлов.
Как поменялся вкус россиян с начала 2000-х годов?
В нулевых ландшафтного дизайна как культуры в России еще не было. Появилась мода на загородные дома, и начались эксперименты с растениями. Набирался опыт, мы изучали особенности растений, экспериментировали и наблюдали, какое растение и как будет расти в наших климатических зонах. В общем, о дизайне и высоких технологиях речь, конечно, не шла. Не было серьезных питомников, тогда пробовали привозить растения из-за границы, в том числе и из южных стран.
Отечественная агрономия тоже не имела достаточных знаний в области декоративного растениеводства, и уж тем более мало что было известно о болезнях и вредителях, которые неизбежно завозятся вместе с посадочным материалом. Знания накапливались, приобретался опыт, и сами специалисты, путешествуя по миру, самостоятельно изучали смежные отрасли и набирались опыта, насмотренности. Серьезно помогали зарубежные специализированные журналы. Чуть позже стали появляться российские издания и даже учебники. В наше время много изданий, много курсов, много сообществ, где специалисты обмениваются опытом, и наши вузы также переквалифицировались под потребности людей и стали обучать студентов по необходимой программе.
В Ростове Великом вы украсили центральную площадь «туристическими арт-объектами». Как найти ту грань, за которой попытки украсить историческую застройку не превратят ее в декорации для ярмарок и цирковых представлений?
Универсального «кода» не существует — к счастью, иначе напрочь исчезли бы из нашей жизни все творческие профессии. Многие современные выразительные приемы были немыслимы в прошлом, а какие-то из них принимаются обществом постепенно, становясь «нормальными» только со временем. Однако это не оправдывает дурного вкуса и провокаций, не уместных нигде.
За проектом в Ростове Великом стоит огромная работа по изучению контекста. Решения в таких, веками складывавшихся, локациях, принимаются только после многократной обкатки, при 3D-моделировании. Обязательно разрабатывается единая логическая концепция, которая и определяет рамки художественных и дизайнерских решений. Главное правило, как у врачей — не навреди.
Есть ли разница во вкусовых предпочтениях муниципальных и частных заказчиков?
Конечно. Ведь решаются совершенно разные задачи: муниципалитеты почти всегда благоустраивают пространства с мощными пешеходными потоками и, ориентируясь на эту задачу, организовывают и программируют универсальные пространства. Как правило, еще до обращения в компанию за ландшафтным дизайном, у них уже бывают разработанные дизайн-коды городских пространств.
Задачи разные, но принцип один: создание качественной комфортной среды с соблюдением всех принятых норм и стандартов. У муниципальных заказчиков проявляется тенденция социокультурного программирования территорий. Это уже не просто приведение в порядок улиц и дворов, а создание осознанных пространств с серьезным анализом заложенных исторических, географических и прочих потенциалов территорий, аналитическое исследование предполагаемых пользователей, инвесторов и способов управления. То есть создание серьезных, научно обоснованных концепций развития территорий, в реализации которых предполагается и участие бизнеса.
Частный заказчик существует в совершенно иной парадигме, его интересует создание чего-то уникального, сделанного именно под его личные требования. Он заинтересован в выборе среди всех самых современных изобразительных и технических средств, его вкусовые предпочтения легко охватывают все тенденции и стили, от раннего средневековья до современности. Так что чиновники и частные клиенты — это два совершенно разных типа заказчика.
Какие новые тенденции могут появиться в следующем сезоне?
Есть несколько трендов, которые определят ситуацию в следующем году. Продолжится переориентация на отечественный посадочный материал. У этого процесса есть и минусы, и плюсы. С одной стороны, несколько сужается ассортимент — «палитра» ландшафтного архитектора, с другой, улучшается приживаемость. Это работает и на второй модный тренд: естественный сад, не требующий больших усилий и финансовых трат для ухода.
Увеличивается количество клиентов, обратившихся повторно. Люди либо решили поправить уже благоустроенную территорию, либо приобретают новую землю и планируют переделки на свой вкус. Как уже бывало в непростые для экономики времена, у ландшафтников появляется клиент из среднего класса, для которого инвестиции в новое строительство теряют привлекательность, а приведение в порядок существующей недвижимости становится некой «инвестицией в себя».