Хорошую историю (не) грех приукрасить: рецензия на второй сезон «Колец власти»
Казалось бы, осенью 2024-го сложились идеальные условия для эльфийского реванша. Второй сезон «Дома дракона» вышел хоть и не провальным, но заметно слабее первого, а создатели «Колец власти» за пару месяцев до премьеры «сиквела» активно раздавали интервью, в которых рассказывали о «проведенной работе над ошибками» и «услышанном мнении истинных фанатов вселенной Толкина». Сегодня можно (с оговорками) признать — почти не обманули. Реванш (опять же с оговорками) действительно состоялся: локальную битву вторых сезонов полчища Amazon у ратей HBO выиграли. Но проблем у «Колец власти» все еще предостаточно. Причем проблем таких, какие решить будет если и не невозможно, то очень и очень сложно.
Больших сюжетных линий во втором сезоне «Колец власти» шесть, и это — один из фундаментальных изъянов. Понятно, что авторы хотят показать как можно больше фактуры и охватить все происходящие в Средиземье и за его пределами конфликты, но в итоге просто непомерно раздувают штат актеров и тратятся на, безусловно, красивые, но глобально ни за чем не нужные, кроме пары сцен, декорации. Сценаристы гонятся за целым семейством зайцев с предсказуемым результатом — из шести нарративных арок художественную ценность представляют от силы три.
Итак, какие сюжеты мы имеем:
упавший с неба волшебник в компании хоббитов бродит по землям Рун, что на дальнем востоке Средиземья, в поисках своего имени, своего посоха и вообще смысла жизни;
Саурон, приняв облик прекрасноликого эльфа, втирается в доверие к великому кузнецу Келебримбору и обманом заставляет того выковать сначала семь магических колец для гномов, а затем еще девять — для людей;
Галадриэль и Элронд ругаются из-за ранее выкованных Келебримбором трех эльфийских колец и противостоят предводителю орков Адару, двинувшему свое войско на Эрегион;
в недрах Мории, а вернее — Кхазад-дума, ослепленный кольцом и им порожденной алчностью король Дурин таки докапывается до демона Балрога, пока его сын, тоже Дурин, разрывается между любовью к отцу и чувством долга перед своим народом;
молодой Исильдур обживается в Пеларгире (в местах, которые позже станут Южным Гондором), сражается с бандитами, дружит с энтами, встречает любовь и вообще всячески растет над собой;
в Нуменоре власть захватывают сторонники нового миропорядка под предводительством Ар-Фаразона, считающие, что все зло в мире — от эльфов, а если смотреть еще глобальнее — от старых богов (валар), так что пора систему переустроить.
И где-то между всем этим то и дело мелькает темнокожий эльф Арондир, который после закадровой смерти возлюбленной (в действительности же актриса Назанин Бониади просто отказалась сниматься) оказался для сюжета совершенно не нужен, но выкидывать было жалко, так что решили сделать его эдаким вольным странником, появляющимся в нужное время в нужном месте.
Так вот, хорошо у авторов получились от силы три арки. Интереснее всего, конечно, наблюдать за развитием отношений Келебримбора и Саурона. Оно, как и все в «Кольцах власти», показано торопливо, скомканно и широкими мазками, но тем не менее увлекает. Во многом — благодаря действительно качественной актерской игре Чарльза Эвардса и Чарли Викерза. Последнему, кстати, весьма идет парик. Да и вообще с образом хитроумного манипулятора Аннатара австралиец справился достойно, не скатившись ни в одну крайность, что было в условиях чрезвычайно шаткого сценария очень легко. Между Сауроном и Келебримбором чувствуется химия, их поступки продиктованы внутренней логикой персонажей, а развязка этого сюжета заставляет хоть что-то почувствовать. Такое в «Кольцах власти» случается весьма нечасто, уж поверьте.
Неплохо исполнены также арки гномов и Галадриэль. В первой очень старается актер Овайн Артур в роли принца Дурина: его персонаж пока что кажется самым «человечным» из вообще всех. Во второй интерес представляет динамика между Галадриэль и Элрондом, а также — процесс эволюции характера эльфийки. И эволюция эта отчетливо прослеживается, хотя и идет довольно медленно и со скрипом. Но никаких откровений: если местная Галадриэль вас раздражала своей порывистостью и дерзостью в первом сезоне, то во втором будет раздражать еще сильнее, так как базово модель персонажа изменений не претерпела. И уже вряд ли претерпит. Актриса Морвет Кларк, может, и рада была бы выдать немного Кейт Бланшетт, да вот только местный сценарий подобных вольностей не предполагает. Галадриэль по версии Amazon — это раздираемый внутренними противоречиями ребенок войны, пытающийся найти свое место в причудливой сословной иерархии. И сравнения с джексоновской трилогией здесь неуместны — это просто два разных образа, объединяют которые лишь черты внешности. «Хоббита», где владычица Лориэна присутствовала исключительно в качестве фан-сервиса, мы в расчет вообще не берем.
Что касается трех остальных сюжетных линий, их хочется только ругать. Складывается ощущение, что Нуменор вообще мало интересовал создателей сериала изначально. Все, что происходит в этом королевстве, подается настолько в общих чертах и как бы между делом, что о какой-то там тщательной проработке сеттинга или аккуратно выстраиваемой интриге речи не идет. Пара всевдоэпичных кадров, три диалога в духе «Признай нашу власть — Не признаю!», подводное чудо-юдо, выплевывающее на берег несчастную королеву, и снование персонажей туда-сюда без внятной цели — вот и вся арка. К слову, у Исильдура с сюжетом все примерно так же, разве что присутствует экшен, смотрится который эффектно, но смысла в общую канву добавляет ничтожно мало. Да и вообще — видите ли вы в местном Исильдуре того, кто в скором времени должен будет одолеть Саурона в поединке, а затем срезать с пальца Темного властелина то самое кольцо? Увы, но в данном случае мискаст налицо, а исправлять ситуацию уже поздно. И это при том, что, в отличие от истории с Джинни в «Гарри Поттере», создатели «Колец власти» прекрасно знали, какую роль в сюжете должен сыграть персонаж. Если коротко — главную. Знали — и все равно взяли в проект актера, совершенно ничем не напоминающего великого воина, рослого и статного, который одним взглядом заставлял врага трепетать в ужасе и одним словом вселял восторг в сердца братьев по оружию. Ну хоть с отцом его, в целом, не промахнулись: Элендил в исполнении Ллойда Оуэна заставляет сопереживать себе даже вопреки тому, что действовать ему приходится в очень слабой сюжетной линии Нуменора.
Отдельно хочется поговорить о похождениях до поры до времени безымянного волшебника и его маленьких друзей. Сценаристы зачем-то продолжили нагнетать «тайну», завязанную на личности мага, о котором все всё поняли еще в предпоследней серии первого сезона. Разгадка была настолько очевидна, что, казалось бы, смысла продолжать тонко намекать и сыпать отсылками к трилогии Джексона просто нет. И тут зритель, по идее, должен задаться вопросом: но если все настолько очевидно, значит, нас, вероятно, попытаются удивить? Иначе зачем мусолить интригу, вроде как переставшую быть таковой еще два года назад? Но нет, ничего оригинального авторы в итоге не предлагают. Свалившийся с Луны волшебник — это именно тот, о ком мы все сразу подумали. И внезапно вылупившийся персонально для него антагонист в белом халате — это тоже ровно тот, кто первым приходит на ум при беглом взгляде на его готический черный посох и благообразную бороду. Так что когда в финале заветное имя все же звучит, не испытываешь ничего, кроме глухого раздражения. Фанатские теории, как водится, звучали куда интереснее.
Не спасает арку волшебника даже Том Бомбадил. Персонаж, существованию которого всегда очень удивляются те, кто знаком со вселенной Профессора исключительно по фильмам Джексона. О том, кто такой Бомбадил на самом деле, Толкин предпочел не распространяться. И ни в официально изданных произведениях, ни в черновиках, доработанных потом сыном писателя, ни в письмах окончательного ответа на этот вопрос нет. Более-менее канонизированная версия сообщества заключается в том, что Том — это телесное воплощение духа Эру Илуватара. Если угодно, верховного божества всего легендариума, творца всего сущего, отстраненно наблюдающего за своим творением и предпочитающего без крайней нужды не вмешиваться в ход событий. В книге «Властелин колец» Бомбадил присутствует недолго, но, во-первых, два раза спасает четверку хоббитов от верной гибели, а во-вторых, недвусмысленно демонстрирует свою уникальную природу и ни с чем не сравнимые способности, к примеру, заставляя Единое кольцо исчезнуть. В сериале же Том просто вальяжно присутствует на экране, давая прибившемуся к нему магу банальные советы и загадочно улыбаясь. Откровенно говоря, с тем же успехом эту сюжетную функцию мог бы выполнить какой-нибудь заблудший энт или, скажем, орел. Но фан-сервис, понятное дело, сам себя не добавит.
С завершением второго сезона нужно окончательно и бесповоротно усвоить простую истину: «Кольца власти» — это безумно дорогой, местами — беспрецедентно качественный, местами — мучительно скучный и унылый фанфик, но ни в коем случае не экранизация творчества Толкина. Питер Джексон нещадно резал гигантскими ножницами, плодил отсебятину ради вау-эффекта, не всегда удачно монтировал, но все же худо-бедно соблюдал основополагающие правила вселенной, опуская интересные только гикам детали. Amazon же пишет, по сути, свой собственный легендариум, в котором персонажи со знакомыми именами ходят по местам со знакомыми названиями и делают знакомые вещи, но эффект узнавания все равно не срабатывает, потому что на выходе получается корабль Тесея и связанный с ним знаменитый парадокс.
Как фанфик «Кольца власти» более чем состоятельны. К визуальной стороне придраться практически невозможно — да и не хочется. Стоит разве что отметить тот факт, что масштабные сражения в условном «средневековом» сеттинге в современном кино показывать как будто разучились. На фоне битвы за Ост-ин-Эдиль даже сражение с белыми ходоками при Винтерфелле смотрится как веха режиссуры. И тем не менее орки — это загримированные под лютых уродов актеры массовки, а не нарисованные на компьютере болванчики, как в «Хоббите», что сразу дает +100 к аутентичности. Съемки хоть и перенесли из Новой Зеландии в Британию, но в очаровании локации не потеряли. Бэр Маккрири — конечно, не Говард Шор, но тоже не лыком шит: его музыка плохо запоминается, но хотя бы не утомляет повторами и претенциозностью, от чего страдают девять из десяти современных блокбастеров. Совсем уж катастрофических ошибок кастинга не замечено: оставим изжившую себя дискуссию о цвете кожи актеров в прошлом, а по поводу Исильдура скажем, что шанс на волшебное преображение у актера Макса Болдри есть, ведь современные гримеры и художники по костюмам и вправду умеют творить чудеса. Да и спортзалы в Англии вроде как доступны всем желающим, было бы желание.
Авторы шоу совершенно точно «услышали фанатов» и «провели работу над ошибками». Результатом этой работы стало твердое решение больше фанатов никогда не слушать, а спокойно себе снимать то, что и планировалось изначально: грандиозный фанфик, основанный на двадцатистраничном приложении к «Властелину колец». Теперь уже более-менее ясно, как скудное количество контента оттуда распределят по заявленным пяти сезонам. Первый — экспозиция и явления миру Саурона, второй — создание шестнадцати колец и падение Эрегиона, третий — гибель Кхазад-дума и превращение королей-людей в назгулов, четвертый — работа Саурона над Единым кольцом, которое, по задумке творца, всех поработит и скует черной цепью в стране по имени Мордор, где распростерся мрак, пятый — Война последнего союза эльфов и людей-дунэдайн против Темного властелина, а в качестве кульминации — битва при Дагорладе, осада Барад-Дура и триумфальная победа Исильдура над Сауроном, после которой Элронд будет умолять нового короля Гондора уничтожить кольцо, но тот себе на беду откажется. Сомнений нет — все это мы увидим, но обрамлено оно будет огромным количеством надстроек, графомании и отсебятины. А вот насколько эта графомания окажется талантлива — это уже совсем другой вопрос.
По соотношению цена-качество «Кольца власти», безусловно, потерпят репутационный крах. Как потерпит репутационный крах любой продукт, созданный за миллиард долларов. Ожиданий от таких затрат не оправдает никакое зрелище на свете. Если же говорить о содержании, тот здесь все просто: воспринимая сериал как фанфик, можно получить умеренную, но искреннюю дозу удовольствия. Это шоу — эталонная иллюстрация мема про то, как ребенок просит у матери купить ему нечто, та же отвечает, что это нечто «уже есть у нас дома». А потом это «нечто дома» оказывается какой-то смехотворной фигней. Но даже смехотворной фигней можно насладиться, если разрешить ей быть тем, чем она является в основе своей, и не требовать от нее одиннадцать «Оскаров».
читать далее...
коментировать