Игорь Сакерин – о масштабной операции по восстановлению конституционного порядка в Чеченской республике: Забывать ничего нельзя
Участник Чеченской кампании Игорь Сакерин – о том, что для него значат те события в жизни страны, его личной истории и почему так важно отдавать дань уважения и памяти тем, кто погиб.
Тридцать лет назад, 11 декабря 1994 года, в России началась масштабная операция по восстановлению конституционного порядка в Чеченской республике. В этот день на территорию Чечни вошли подразделения Вооруженных сил и Внутренних войск МВД Российской Федерации и началась долгая, жестокая, кровопролитная война, которую у нас принято называть Чеченской кампанией.
Прошел две чеченские кампании
Но все мы знаем, что за этим скрывается, и память о тех днях, вернее годах, о ребятах, погибших в той «кампании», в наших сердцах живет. И уважение к тем, кто принимал в ней участие, рискуя своей жизнью ради сохранения целостности нашей Родины.
Одним из свидетельств того, что ничто не забыто, стали митинги памяти, прошедшие 11 декабря по всей стране. Состоялся такой митинг и в Дзержинске. В нем приняли участие как официальные лица, так и ветераны боевых действий и рядовые горожане.
В адрес участников Чеченской кампании звучали приветственные слова, поздравления. Но самым торжественным и одновременно трогательным моментом митинга стало вручение нашим землякам, прошедшим Чечню, памятных медалей «30 лет Чеченской кампании».
Одним из тех, кто удостоился этой юбилейной медали, был Игорь Алексеевич Сакерин, который за 12 лет – столько в общей сложности продолжались обе чеченские кампании – восемь раз выезжал в служебные командировки в зону боевых действий и в общей сложности провел в Чеченской Республике два года.
За несение службы там Игорь Алексеевич отмечен четырьмя государственными наградами: медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» первой и второй степеней, медалью «За отвагу», медалью «За отличие в охране общественного порядка», а также ведомственными наградами.
На войне только дуракам не страшно
Вообще, Игорь Сакерин двадцать два календаря, как говорит он сам, отработал в системе МВД. Начал службу в ОМОНе Дзержинска, после продолжил работу в следственных подразделениях МВД РФ. После выхода на пенсию по выслуге лет занялся адвокатской деятельностью.
Сейчас Игорь Алексеевич – спортивный, подтянутый, в самом расцвете сил мужчина, а тогда, когда в 1996 году, будучи бойцом Дзержинского ОМОНа, первый раз попал в Чечню, был, по сути дела, мальчишкой, но и физически, и психологически готовым к испытаниям, которые неминуемы на войне. Поэтому, как он признается, «чеченскому синдрому» подвержен не был, кошмары по ночам не мучили и не мучают, хотя повидать пришлось достаточно. И товарищей терять приходилось, и участвовать в боевых действиях, применяя оружие, и себя чуть ли не постоянно на прицеле у духов ощущать.
«Был ли страх? По большому счету, на войне только дуракам не страшно. Но там ты как-то не думаешь, страшно тебе или нет. На войне ты солдат и должен выполнять поставленные перед тобой боевые задачи, поскольку от этого зависит в первую очередь безопасность твоих сослуживцев, что мы и делали. Причем нередко на драйве: молодые же были, горячие. Какие ставились перед нами задачи? Так в зависимости от ситуации, боевой обстановки. Наш отряд в основном базировался в Грозном, являющемся столицей Чеченской Республики, в которой на тот момент были сосредоточены многочисленные вооруженные бандформирования противника. Так вот основная наша задача заключалась в устранении этих бандформирований, восстановлении и сохранении в Чеченской Республике конституционного порядка. Зачастую приходилось выезжать из Грозного и в другие регионы республики, проводить недельные рейды по горным селам с целью отыскания схронов с оружием, а также обнаружения боевиков и их ликвидации. И на засады нарывались, и на пункты нашей дислокации нападения были… На войне, как на войне», – делится, хоть и не особо охотно, Игорь Алексеевич воспоминаниями о своих боевых буднях службы в ОМОНе Дзержинска.
При этом подчеркивает, что желания забыть что-либо из тех лет, у него нет. Игорь Алексеевич считает, что забывать ничего нельзя, потому что это история родной страны, его личная история и дань уважения и памяти тем, кто погиб.
Живой привет домой
Кстати, есть о командировках в Чечню у моего собеседника и… приятные воспоминания. Например, когда во время первой Чеченской кампании в 1996 году в Грозный, на базу, где дислоцировался Дзержинский ОМОН, прилетал на тот момент мэр Дзержинска Александр Романов. Бойцы были тронуты вниманием к себе со стороны градоначальника, который не побоялся прилететь в зону боевых действий, чтобы передать им приветы от родных и близких, подарки от города и рядовых горожан. Была тогда вместе с мэром съемочная группа дзержинского телевидения, благодаря которой и сами бойцы смогли передать живой привет домой (в то время ведь сотовых телефонов еще не было). В архиве Игоря Сакерина до сих пор хранится фотография, где дзержинские омоновцы сфотографированы вместе с мэром Романовым.
До сих пор поддерживает Игорь Алексеевич и связь со многими ребятами, с кем служил в ОМОНе и вместе ездил в боевые командировки. Жизнь, конечно, у всех сложилась по-разному, но они не теряют друг друга из виду, ведь слишком много вместе пройдено и пережито.
Алла ЕГОРОВА.