Лед и пламя февраля. Отправляемся в путешествие за пробуждением внутреннего огня
В начале февраля в славянской традиции отмечают Громницу, а в европейской — праздник Имболк. Названия разные, но суть одна — праздник символизирует пробуждение природы после зимней спячки и связан с обновлением огненной стихии, исцелением души и тела
Громница — один из старинных славянских праздников, связанный с почитанием огня, света и грозы. Он олицетворяет первую встречу уходящей зимы с грядущей весной. В период празднования Громницы в мире проявляется миф о наступлении светового, солнечного времени и завершении самого темного.
Символическое описание этого времени можно найти в русских сказках. Например, время Громницы можно связать с историей о там, как едут Царь Огонь и Царица Молоньица в русской народной сказке «Кузьма Скоробогатый». Их поездка в сказке — символическое проявление природы Громницы. И еще один сказочный сюжет об этом времени можно встретить в сказках «Об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке» и «Сивка-бурка, вещая каурка».
Царевич освобождает девицу из заточения в башне на волшебном существе-помощнике — «сивке-бурке, вещей каурке», либо на сером волке. В этом глубинном мифе символически показано, как мужское начало движется вверх к свету, чтобы достигнуть вершины духа и воссоединиться с женским. Обычно в сказках после спасения царевны наступает время погони, когда за парой гонятся темные силы.
Царевич и царевна вынуждены пройти достаточно долгий и сложный путь — герои пересекают реку, горы, бросают волшебные предметы, чтобы задержать темные силы, и наконец возвращаются в мир света, что соответствует уже времени весенней обрядовости, окончательному торжеству светлых сил, когда девица обращается прекрасной богиней весны Лелей и начинается время свадебных традиций. Но это потом, а сейчас — время, которое меняет внешний мир и нашу внутреннюю природу. Этап пробуждения жажды жизни внутри нас. Время освобождения от старого и очищения пространства внутри нас для нового. По народным поверьям в этот день единственный раз за зиму гремит гром — Громовержец Перун начинает битву с силами зимы и холода. В эти дни изготавливали и заговаривали громничные свечи, которые хранили потом в течение года и зажигали как защиту от зла и напастей. Считалось, что в это время можно увидеть будущее, гармонизировать свои внутренние страсти и энергии, заложить планы на год, помыслить о благополучии и отправиться в путешествие в пространства, где мужчины могут открыть для себя свою огненную натуру и соединиться со своим духом, а женщины чувствовать и проявлять женственность и красоту. Пространства, где архаика и древние мифы живут до сих пор и где ощущение сказки и мифа не покидает ни на минуту.
Ступаем на территорию сказки
Архангельская область для меня — бездонное хранилище чего-то настоящего, истинного, связанного с нашими корнями и традицией. Это территория сказки, неизведанного и запредельного — «Там, где стираются границы Яви». Все пространство области усеяно тысячами рек и озер. Реки: Северная Двина, Пинега, Онега, Мезень и Вычегда, Виледь — и озера: Лача, Кенозеро и Кожозеро и др. На Ваге, Пинеге, Мезени и озере Лача были поселения таинственных племен — чуди и лопи.
В Архангельской области находятся самые красивые в России деревни — Кимжа, Кильца, Ворзогоры и Ошевенский Погост. Сказывают, что именно в этих краях в стародавние времена сотворил Бог род человеческий и мир, здесь проявилась древняя магия и родились мифы.
Здесь есть такие загадочные места, оказавшись в которых, люди ощущают, как стираются границы этого мира и начинается другая реальность… Душа разрывается, глаза разбегаются от прекрасных мест, коими славится эта земля.
Первую остановку можно сделать в Государственном музее-заповеднике русских традиционных деревянных строений Архангельской области «Малые Корелы», который находится в 25 км от Архангельска.
«Малые Корелы» — это уникальное собрание памятников деревянного зодчества под открытым небом. Здесь, на территории около 140 га, сосредоточено 120 самых разноплановых строений — церквей, часовен, колоколен, крестьянских усадеб, мельниц, амбаров, построенных в XVI – начале XX вв.
Музей «Малые Корелы» — это собиратель и хранитель самобытного наследия Русского Севера.
По географической структуре Архангельской области музей разделён на четыре сектора — Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский и Мезенский.
«Малые Корелы» — настоящий заповедник древнерусской культуры, сохранивший древние мифы, эпическую песенную поэзию, обряды, жилища, народный костюм, иконописное мастерство и культуру деревянного зодчества.
Территорию «Малых Корел» можно проиллюстрировать цитатой из «Дневника» великого сказочника архангельской земли Бориса Шергина: «Славная здесь Земля. Здесь возродилась русская сказка. Облачное небо, ёлочки, берёзки, болотца и дремучия ели… так и видится «избушка на курьих ножках». Край деревни, как стена, ряды за рядами стоят старые ели. Всё шумят, всё чего-то сказывают. Дерево к дереву, ровныя, густыя, точно древния башни, — богоделанный город».
А дальше отправимся в Пинежские заповедные земли. От Архангельска до Пинеги — 205 км. Белое покрывало дороги как в сказке погружает в молоко неба и снежного ландшафта.
Вдоль дороги подо льдом уже просыпается от зимнего плена река Пинега. Пролетаем сквозь деревни — Малые Корелы, Горку, Кузомень, Гбач... С каждой деревней мы как будто разрываем границы времени и пространства, приближаясь к заветной заповедной Пинежской земле, где жил самый загадочный народ России — Чудь Белоглазая.
«Невольно начнёшь спешить, опережая других, начнёшь торопиться для чего-то. Очевидно, для того, чтобы руками осязать эту «златую легенду», ногами исходить эту сказку, красоте которой очи не верят». Борис Шергин
Легенды о чуди навевают мысли, что это была совершенно другая раса людей — с иным строением тела и необыкновенными белыми глазами. Они владели гончарным и кузнечным ремеслом, умели ткать, обрабатывать дерево, кость и металл. А еще они владели магией, знали, где в земле лежат золотые самородки, могли передвигаться по мирам и творить чудеса. Судьба этого народа до сих пор остается одним из самых спорных и неразгаданных вопросов нашей истории. Несмотря на то что чудь оставила свои следы повсюду: в названиях озер и деревень, в сказках и поговорках, в археологическом культурном слое, — это племя мистически исчезло с лица земли.
Есть легенда, что чудь белоглазая ушла вглубь земли. Пинежский район с его заповедными лесами скрывает под собой многочисленные карстовые пещеры.
Возможно, что народ чуди ушел именно в них. Многие пещеры доступны только для спелеологов, а не для туристов. Но есть и такие, куда в сопровождении опытного гида-экскурсовода доступ открыт. Например, пещера «Певческая эстрада», учёные-спелеологи её называют Голубинская-1.
Пещера находится в охранной зоне Пинежского заповедника. Она похожа на огромный древний дворец и имеет ледяное убранство с изысканным декором — ледяные колонны, невероятные кристаллы, жемчужные сталактиты и сталагмиты. Завораживающее зрелище.
В пещере живет волшебство: оно проявляет все, что у вас скрыто в душе и на сердце, и своей энергией чистит от всего ненужного и наносного. В тишине этого пространства возможно соединиться с самим собой, открыть в себе что-то глубоко спрятанное, очень личное и выйти как будто заново рожденным.
Летим на землю вайнахов, детей Феникса и потомков волчицы, за силой огненного духа
Есть древняя легенда о мифической птице Феникс, жившей на Востоке, которая сжигала себя каждый вечер, а наутро возрождалась из пепла. Очень много существует споров, где она обитала. По одной из них, ее бессмертная душа живет на Чеченской земле и дарит огонь своим детям — свободолюбивым, дерзким и бесстрашным рыцарям Кавказа.
О возникновении чеченского народа сложено немало легенд.
Древний, доисламский символ чеченского народа — волк, по-чеченски — борз. Своего рода тотем чеченской нации. Есть старинная легенда о бесстрашной волчице, защитившей Землю. Волчица — воплощение мужества и стойкости, олицетворение свободы и жизни. В чеченском фольклоре волку посвящены два ключевых предания — легенда о начале времен и легенда об их окончании.
Неистребимое чувство свободы и бесстрашие — фундамент чеченского менталитета, заложенного верой во Всевышнего.
Путешествие по Чечне собирает дух и зажигает внутренний огонь силы и веры. Чеченские горы похожи на море, которое взбунтовалось, разбушевалось, закипело и вдруг по воле Бога застыло в камне. Окаменели и древние драконы, жившие в этих водах.
Проезжая в предзакатный час по серпантину горной дороги, порой может показаться, что солнце, прячущееся за горы, освобождает их души и тени древних существ выскальзывают из своих темниц и бесшумно ныряют в складки гор.
Высоко в горах, под небесами, вспоминаются слова Руми: «Этот мир — горы, а наши поступки — крики: эхо от нашего крика в горах всегда возвращается к нам».
О моем путешествии по Чеченской республике можно прочитать в материале «Земля, где живет душа бессмертного Феникса»
О моем путешествии по Архангельской области — в материале «Там, где стираются границы Яви»